Глобальные тенденции на международном рынке IPO 2006 года открывают новые возможности для инвесторов и компаний, планирующих публичные размещения.
2006 году резко возросли объемы первичных размещений акций на открытом рынке. Как следствие, хотя общее число IPO по сравнению с прошлым годом практически не изменилось, суммарные объемы привлеченного в ходе публичных размещений капитала существенно увеличились, достигнув нового рекордного показателя.
Глобализация рынков капитала продолжается
По данным отчета Ernst&Young, с января по ноябрь 2006 г. в ходе 1559 сделок IPO было привлечено $227 млрд., что намного выше, чем за весь 2005 г. ($167 млрд.). Как и в позапрошлом году, основным фактором роста стали крупные сделки. Но если в 2005 г. лишь первые пять крупнейших размещений были объемом свыше $2 млрд., то в прошлом году таковых набралось десяток. В результате в ходе ТОП-10 IPO 2006 г. было привлечено почти $65 млрд., тогда как годом ранее – всего $35,4 млрд. Существенная разница обусловлена еще и тем, что в прошлом году состоялось самое масштабное размещение в рамках IPO. Им стал листинг на Гонконгской фондовой бирже (HKSE) Industrial&Commercial Bank of China, в ходе которого удалось привлечь почти $22 млрд. Таким образом, более чем вдвое был побит рекорд самого крупного IPO, установленного в 2005 г. China Construction Bank. «В 2006 г. глобализация рынков капитала продолжилась, – считает Грегори Эриксен, вице-президент Ernst&Young Global по вопросам развития стратегических рынков. – Мы наблюдали рост количества международных размещений и ужесточение конкуренции между биржами, что создает невиданные прежде возможности как для инвесторов, так и для компаний, намеревающихся выйти на открытый рынок».
По итогам прошлого года первое место среди бирж заняла HKSE – 17% от общего объема капитала, привлеченного во всем мире. Второе место у Лондонской фондовой биржи (LSE) – 15%. Лондон заявил о себе как о центре международных сделок и на основной площадке, и на рынке альтернативных инвестиций (AIM). На третьем месте – Нью-Йоркская фондовая биржа (NYSE) – 11% от общего объема привлеченного капитала. Но среди ТОП-20 крупнейших IPO 2006 г. лишь два размещения приходятся на NYSE, и то они были осуществлены местными компаниями. Этот факт служит наглядным подтверждением наметившейся в последние два года тенденции, согласно которой американские биржи утрачивают позиции лидеров по объемам IPO. А крупнейшие размещения на других биржах разрушают устоявшееся мнение, что акции компании, достигшей определенного размера, должны обязательно котироваться в США, чтобы привлечь значительный объем капитала (более подробно см. в №3 «&»).
Обострившаяся конкуренция между биржами по привлечению эмитентов также свидетельствует о популярности IPO как метода финансирования. Росту этого рынка, по мнению некоторых экспертов, также способствовал и тот факт, что в прошлом году в результате роста процентных ставок произошло ухудшение глобальной ликвидности и снижение доступности дешевого капитала. В результате многие корпорации, которым доступность больших объемов капитала по традиционно низким процентным ставкам в предыдущие годы позволяла осуществлять реструктуризацию и рефинансирование, не выходя на открытый рынок, вынуждены были изменить свою стратегию. Кстати, этими же причинами объясняется и тот факт, что к концу III – началу IV квартала 2006 г. около 40% бумаг, размещенных в этом же году, торговались по ценам ниже уровня при проведении IPO.
В качестве инструмента привлечения капитала IPO в 2006 г. чаще других использовали компании из технологического, энергетического и фармацевтического секторов, а также потребительских товаров и услуг. По объему привлеченного капитала среди 20 ведущих сделок IPO лидировали ТЭК и финансовый сектор.
Эра развивающихся рынков
Еще одна устоявшаяся тенденция: 4 из 10 и 6 из 20 сделок, возглавляющих список крупнейших IPO, приходятся на развивающиеся рынки. Причем, кроме китайских банков, в первой десятке оказались компании из России (ОАО «Роснефть») и Казахстана («КазМунайгаз»). Именно публичные размещения российских компаний и компаний из стран Восточной Европы обеспечили Европе лидерство по объему IPO среди регионов мира. Так, по данным британской исследовательской группы Dealogic, сделки стран бывшего Восточного блока в прошлом году способствовали увеличению объема первичного размещения акций в Европе на 45% по сравнению с 2005 г. – до 75,8 млрд. евро. Благодаря крупным сделкам в Китае Азия заняла второе место, Северная Америка – третье. Лидером стал Китай, компаниями которого было проведено 155 сделок общим объемом $53,5 млрд. США – лидировавшие в последние годы по объему первичных размещений акций, в 2006 г. заняли вторую позицию. 198 американских компаний привлекли в ходе IPO $44,1 млрд. (самым крупным IPO в США в 2006 г. стало размещение акций MasterCard Inc., в ходе которого было привлечено $2,6 млрд.). Великобритания, Россия и Япония по данному показателю заняли третье, четвертое и пятое места соответственно.
По мнению экспертов, компании Китая, России и других стран Восточной Европы в 2007 г. снова обеспечат большую часть объемов рынка IPO. Так, в этом году ожидается продажа 25% акций ВТБ на сумму $4 млрд., ценных бумаг Сбербанка России – на $7 млрд., казахстанских «АТФ-Банка» и «Альянс Банка» – на $3 млрд. «2006-й в полном смысле слова стал годом развивающихся рынков. Мы рассчитываем, что они сохранят лидерство и в 2007 г. Созданные в результате этого инвестиционные и деловые возможности распространятся по всему миру», – считает Грегори Эриксен. Более того, по мнению Хенрика Гобеля из Morgan Stanley, компании развивающихся стран еще долго будут активно действовать на рынке IPO. Публичные размещения окончательно перестали быть прерогативой развитых экономик США, стран Западной Европы и Азии, как это было еще несколько лет назад. Такая тенденция подтверждает тот факт, что для многих крупных инвесторов капиталовложения в Китай, Россию и другие развивающиеся страны являются неотъемлемой частью глобальной стратегии развития.
Украинские компании на этапе подготовки
При столь благоприятной конъюнктуре и благосклонности инвесторов к эмитентам из стран Восточной Европы украинские компании в 2006 г. на рынке IPO никак себя не проявили. IPO осуществила лишь компания «Астарта», которая привлекла $31,5 млн. Несмотря на маленький объем размещения оно было примечательно двумя моментами. Это первое IPO отечественной компании, работающей, во-первых, в аграрном бизнесе (в сахарной отрасли), во-вторых, осуществленное на Варшавской бирже (все предыдущие компании, ведущие бизнес в Украине, размещались на AIM).
По мнению экспертов, объяснение такой ситуации достаточно простое. «Украинские компании просто не были готовы к буму IPO в 2006 г., поскольку не успели привести свой бизнес в соответствие с общепринятыми на рынке капитала стандартами финансовой отчетности, корпоративного управления и юридической структуры. В 2007 г. на биржу выйдут прежде всего компании, уже завершившие pre-IPO подготовку», – комментирует Сергей Евланчик, партнер Trust Capital Group. Более того, по мнению Дениса Гамова, финансового директора концерна «Оверлайн», многие отечественные компании, заявившие о масштабных планах по выходу на IPO, на самом деле не проводят серьезной подготовительной работы. «Компании, публично объявившие о готовности размещаться на условиях открытой подписки на какой-либо фондовой площадке, делятся на две группы. К первой относятся те, которые действительно хотят получить дополнительное финансирование для развития или повысить стоимость бизнеса в качестве одного из этапов предпродажной подготовки. Вторая группа – компании, которые хотят таким образом привлечь к себе внимание перспективой выхода на международные рынки капитала и обеспечить дополнительную рекламу. Кстати, даже компании из первой группы имеют огромный шанс понести затраты на консультантов, а на IPO так и не пойти по не зависящим от нее причинам (например, вследствие ухудшения рыночной конъюнктуры или условий ведения собственного бизнеса)».
По мнению аналитического департамента BPT GROUP, количество украинских компаний, вышедших на IPO в 2007 г., возрастет, но вряд ли их число будет больше пяти. «Украинские компании по своему размеру большей частью относятся к small company (маленькие компании) с точки зрения международного рынка публичных размещений, поэтому размещение на основных площадках Лондонской и Нью-Йоркской фондовых бирж маловероятно. Компании будут осваивать менее дорогие биржи, такие как Варшавская, Франкфуртская, возможно, Московская и, конечно же, AIM в Лондоне. При этом они будут выигрывать в эффективности размещения, но проигрывать в ликвидности. С точки зрения решения тактических задач такой шаг вполне оправдан», – считает Вадим Поляков, управляющий партнер BPT GROUP. По его мнению, к IPO в этом году прибегнут компании производственно-дистрибуционного сектора и крупные розничные сети. «Появились предпосылки к публичному размещению у компаний машиностроительных отраслей, и они могут выйти на IPO уже в 2007 г., если успеют завершить процесс подготовки», – резюмирует Вадим Поляков.
Эксперты в основном прогнозируют сохранение благоприятной конъюнктуры рынка IPO и в текущем году. Вместе с тем некоторые аналитики не исключают риск того, что Банк Англии или Европейский центральный банк повысят процентные ставки, стремясь удержать инфляцию. В этом случае активность участников рынка может уменьшиться, в том числе и в области проведения IPO.
Быть или не быть публичным Денис Гамов, финансовый директор концерна «Оверлайн»: Издержки состоят из двух частей: первая – административные, например, годовая плата бирже за поддержку листинга и затраты на выполнение требований регуляторных органов; вторая – премия, которую требуют инвесторы за риск покупки акций частных компаний. Административные издержки растут, так как растут требования бирж к компаниям, которые хотят разместить у них свои акции. Премия также растет хотя бы потому, что стоимость денег увеличивается во всем мире. Для нашей компании выход на рынок IPO – отдаленная перспектива. Могу только сообщить, что в 2007 г. мы планируем провести аудит компании, а сам выход на IPO запланирован на второе полугодие 2008 г. В данный момент наш концерн проходит сложнейший этап подготовки к выходу на биржу. Мы оцениваем все нюансы такого выхода, который, кроме положительных последствий, имеет еще и побочные эффекты. В частности, от компании потребуется смена корпоративной культуры. Стратегия ее развития и финансовые результаты будут оцениваться публично, и если ожидания не оправдаются, компании придется долго и подробно объяснять, почему это случилось. Это все подразумевает дополнительные обязанности высшего руководства. Также придется выдать много информации о компании, а ведь самые заинтересованные читатели – не инвесторы, а конкуренты. Если к этому еще добавить зависимость котировок акций от рыночной конъюнктуры, то украинским компаниям необходимо серьезно взвесить все «за» и «против» выхода на биржу. Госкомпании заинтересовались IPO Сергей Евланчик, партнер Trust Capital Group: Компании намерены размещаться на основных европейских биржах: в Лондоне, Варшаве и во Франкфурте, в том числе используя инструмент GDR (глобальные депозитарные расписки). В долгосрочной перспективе мы ожидаем увеличение объемов размещений на фондовых рынках отечественными компаниями, но в краткосрочном периоде на биржах разместятся также компании с небольшой рыночной капитализацией. Еще одна тенденция – к IPO начали присматриваться госкомпании, однако в этом случае процесс подготовки будет на порядок тяжелее, чем в частных компаниях, по причине сложной системы согласования и законодательных ограничений. Почему отечественные предприятия не воспользовались благоприятной конъюнктурой для выхода на IPO? Вадим Поляков, управляющий партнер BPT GROUP:
– Известно, сколько компаний в Украине совершили IPO, но неизвестно, сколько начали дорогостоящий подготовительный процесс, однако на биржу так и не вышли, по крайней мере, пока. Ответ на вопрос, когда стоит становиться публичной компанией, прост: когда выгоды превышают издержки. Правильно подсчитать обе стороны этого уравнения особенно сложно для украинских предприятий. По расчетам западных экспертов, стоимость публичности по консервативному сценарию для западной компании составляла $1-3 млн. в зависимости от размеров компании (данные на 2003 г.). Для украинских компаний, по нашим подсчетам, эта цифра еще выше.
– Инвестирование капитала в украинский бизнес будет перспективно на протяжении ближайших лет, поскольку наблюдается тенденция роста экономики и благосостояния населения. В 2007 г. ожидается, что на биржу выйдут в том числе компании из потребительского, банковского и металлургического секторов, а также ритейла. По нашим оценкам, в текущем году может быть осуществлено 4-5 IPO.
– Благоприятная рыночная конъюнктура – это далеко не все, что необходимо для успешного размещения на публичном рынке. Куда большее значение имеют внутренняя готовность предприятия для такого шага и осознание его необходимости собственниками для успешного развития компании. Большинству компаний после принятия решения о проведении IPO требуется 2-3 года напряженной работы над структурой корпоративного управления, организационной структурой, финансовой стратегией, получением благоприятного аудиторского заключения. Поэтому несмотря на хорошую конъюнктуру многие местные компании еще находятся на стадии подготовки к IPO. На рынке доминируют частные размещения, поскольку в этом случае требования к компании могут быть менее жесткими и частое размещение станет только подготовительным этапом к IPO.