Публикации всемирно известного сайта Wikileaks продолжают провоцировать мини-информационные войны. За правду страдают или нет, — такой вопрос не стоит на повестке дня крупнейших правительств. Как отвернуть внимание от содержания секретных материалов, — такого вопроса тоже нет. Мир и так по-желтому следит за судьбой создателя Wikileaks Джулиана Ассанджа, чьи труды за всевозможными статьями о его арестах и выступлениях остаются не замеченными. А его труды Нобеля стоят — это даже российский президент заметил. В чем же тогда вопрос — в журналистском кризисе или политическом?
Настоящая журналистика на грани срыва — это первое, что можно сказать, анализируя публикации об Ассандже. Нельзя не отметить, что почти сама старая в истории профессия в кризисе из-за организации мировых политических режимов: в таких условиях «невозможно нормально работать».
Личность Джулиана Ассанджа действительно сложно обойти стороной: он, — как и все современные герои, достойные Нобелевской премии мира (кроме президента США Барака Обамы), которые либо сидят, либо в изгнании, — находится в заключении. Арестованный по обвинениям в домогательствах в Лондоне, он ждет решения об экстрадиции в Швецию, откуда ему прямая дорога в США. В Америке Ассанджа ждет наказание за публикацию секретных материалов правительства (как это назвать, шпионаж?), и тюрьмы пострашнее европейских. Хотя судить за утечки не Ассанджа нужно, но это уже пример плохих демократических режимов. Пример же плохой журналистики в том, что интересы публики направлены больше на «приключения Ассанджа в Лондоне», таких комиксов с лихвой в каждой аналитической газете.
И K2K Ассанджа тоже затронет. Работу создателя Wikileaks нельзя назвать журналисткой как таковой, гражданско-активисткой — тоже. Он лишь дает журналистам шанс и возможность заниматься «настоящей» работой — расследовать государственные дела высочайшей важности, — не подставляясь. В современных условиях он своей рукой подписывается под утечкой документа, на который журналист может опереться в дальнейших расследованиях и аналитике. И это дорогого стоит: если бы российский Коммерсант, к примеру, написал о том, что Россия виновата в смерти бывшего подполковника ФСБ Александра Литвиненко, то автор статьи оказался бы вторым Олегом Кашиным, только не идущим на поправку.
Согласно, опубликованным Wikileaks документам Госдепа США, убийц подполковника Федеральной службы безопасности РФ Россия отслеживала до отравления Литвиненко. Потом вдруг поверив британским уверениям в «контроле над ситуацией» спеслужбы отказались от дальнейшей слежки. Спустя две недели после убийство координатор Госдепа США по борьбе с терроризмом Генри Крамптон встретился с представителем президента России по вопросам борьбы с международным Анатолием Сафоновым и пожаловался на то, что британцы упустили убийц.
Еще из последнего, спровоцированного «by Wikileaks»: США вынуждено разъяснять содержания секретные телеграммы и даже извинятся за многочисленные нелицеприятные характеристики глав государств. В сложившейся ситуации Барак Обама счел необходимым сделать звонок президенту Мексики и премьер-министру Турции. А американский посол в ФРГ Филипп Мерфи как школьник едет в бундестаг для дачи показаний по поводу высказываний в адрес немецких политиков: вопросов около сотни.
России от дипломатов тоже досталось. К примеру, в одном из документов Америка признала неэффективность и коррумпированность президентского правления Владимира Путина в Чечне.
Страна, кстати, реагирует на провокационные публикации сайта очень умно: если президент Дмитрий Медведев призывает вручить Ассанджу Нобелевскую премию мира, то премьер Владимир Путин вообще ругает США и послушную Европу за арест создателя WikiLeaks. «Если демократия, тогда полная. Зачем же господина Ассанжа в тюрьму упрятали? Это демократия?…У нас в деревне так говорят: чья бы корова мычала, а ваша бы молчала», — заявил Путин на совместной пресс-конференции с премьер-министром Франции Франсуа Фийоном.
Итог: 80% всего информационного пространства, посвященного WikiLeaks, отдано перипетиям вокруг кличек, хакерских мстительных нападок на крупнейшие организации, ареста Создателя и митингов в защиту его. Все остальное — перечисление тем секретных публикаций. Что ж, эта статья исключением не стала.