Владимир Сапрыкин, директор энергетических программ Украинского центра экономических и политических исследований им. А. Разумкова:
– Ротация вице-премьера по вопросам ТЭК кардинально не изменит работу топливно-энергетического комплекса Украины. Проблемы остаются прежними (в первую очередь долги энергопредприятий). Да и к тому же идентичен характер предыдущей деятельности и старого, и нового вице-премьеров (оба прежде занимались угольной отраслью Донбасса). В то же время для успешной работы ТЭК сегодня необходимы корректировки курса реформ в угольной отрасли, своевременная достройка двух энергоблоков АЭС (ХАЭС-2 и РАЭС-4), налаживание нормальных отношений между Минтопэнерго и НАК «Нефтегаз Украины» и главное – с представителями российского нефтегазового комплекса.
Проводимое сегодня «реформирование» угольной промышленности направлено на упрощение администрирования в угольном секторе при помощи нерыночных методов. Поэтому если и ведет к временному улучшению ее работы, то за счет других отраслей ТЭК. Наиболее яркие примеры такого «реформирования» – укрупнение структуры угольных предприятий (создание госпредприятий, включающих убыточные и прибыльные шахты с нереальным намерением их приватизировать целостным имущественным комплексом), создание оптового рынка энергетического угля и предприятия «Укрэнергоуголь». Результатом «усреднения температуры» угольной отрасли станет значительное падение добычи этого полезного ископаемого. Появляется слабая надежда на продолжение сотрудничества Украины и Всемирного банка в угольном секторе. Хотя премьер В. Янукович и против такого сотрудничества, но специалист по свободным экономическим зонам Андрей Клюев может оценить экономическую привлекательность подобного взаимодействия и начать переговоры о реализации отдельных небольших совместных с Всемирным банком проектов по реструктуризации угольной промышленности.
Можно прогнозировать «застой» в развитии транснациональных проектов при продолжении острых дискуссий в данных вопросах (газотранспортный консорциум, нефтепровод «Одесса-Броды», дальнейшая продажа облэнерго). Сложнейшие экономические вопросы, в первую очередь реструктуризация долгов предприятий ТЭК, также не будут решены. Единственным исключением должно стать введение в строй энергоблоков Хмельницкой и Ровенской АЭС. Сегодня существует политическая воля по их достройке, а в следующем году должно появиться недостающее финансирование. Таким образом, хорошие новости в ТЭК откладываются на 2005 год.
Александр Волков, народный депутат Украины:
– Много критики было в адрес Гайдука, но его увольнение никак не повлияет на работу топливно-энергетического блока в правительстве. Новый вице-премьер станет выполнять прежде всего требования президента и постановления Кабмина.
Вряд ли смена топливного вице-премьера существенно повлияет на эксплуатацию нефтепровода «Одесса-Броды». Это стратегический проект, который пребывает под личным контролем президента. И независимо от того, кто будет занимать высшие должности в Минтопэнерго, со временем данный проект достроят и запустят в эксплуатацию.
А вот на вопрос, будет ли завершена покупка украинских облэнерго РАО «ЕЭС», сможет ответить только Кабмин или президент. Я помню мнение президента о том, что Украина еще не готова к продаже энергораспределяющих компаний. Нет, так нет – я не вижу в этом никаких проблем. Но если это будет выгодно для Украины, то я лично также не против.
Андрей Деркач, народный депутат Украины:
– Кардинальных изменений не будет. Система не меняется под человека, хотя и может колебаться в одну или другую сторону.
Судьба покупки РАО «ЕЭС» украинских облэнерго в руках Антимонопольного комитета. Что касается нефтепровода «Одесса-Броды», то на сегодняшний день слишком много средств теряется Украиной из-за его незагруженности. Уже семь лет подписываются многочисленные меморандумы, а результата нет. Наши финансовые издержки обязаны в ближайшее время наконец-то подтолкнуть Украину к решению данного вопроса.
Александр Гудыма, народный депутат Украины, экс-глава Комитета ВР по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности:
– Якщо не будуть заданi на найвищому рiвнi певнi алгоритми поведiнки нового вiце-прем’єра, то полiтична ситуацiя довкола стратегiчних об’єктiв може трохи змiнитися. Суспiльство вже не сприймає нiякi кроки щодо консорцiуму. Всi повiрили Гайдуку, що немає нiякої доцiльностi втягувати українську газотранспортну систему в сферу росiйських iнтересiв. Ситуацiю стосовно транзиту нафти я вважаю також прозорою. Позицiя Гайдука i ёрмiлова була послiдовною. Я не думаю, що сьогоднi знайдуться сили, якi будуть вкотре вiдкривати питання з реверсом нафти. Щодо електроенергетики, то навiть президент висловився проти приватизацiї РАТ «ёЕС» українських обленерго. Нехай спочатку в Росiї вiдбудеться увесь цикл виборiв, а пiсля цього пройдуть вибори в Українi, лише тодi ми можемо дозволити собi дискусiю з приводу приватизацiї Росiєю стратегiчних об’єктiв.
Петр Сабашук, председатель парламентского подкомитета по вопросам ядерной политики и ядерной безопасности:
– Я думаю, что Клюев и Гайдук – два человека, думающие одинаково. Поэтому назначение Клюева никак не повлияет и ничего не изменит в топливно-энергетическом секторе Украины.
Реверса не будет однозначно. Газотранспортный консорциум – это также одна из идей, лишенных здравого экономического смысла. И Андрей Петрович как человек трезвомыслящий не будет способствовать принятию тех решений, которые не нужны и вредны нашей экономике.
Игорь Франчук, член Комитета ВР по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности:
– Андрей Клюев и Виталий Гайдук – представители одних взглядов и одного направления развития топливно-энергетического комплекса. Я думаю, что никаких существенных изменений в ТЭК не произойдет. У правительства есть стабильная программа действий, в том числе и в топливно-энергетическом секторе, и ее текст, одобренный, кстати, парламентом, не сможет изменить даже смена вице-премьера.
Петр Олейник, член Комитета ВР по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности:
– На моє глибоке переконання, ми дещо переоцiнюємо роль вiце-прем’єра з питань ПЕК. Вiн не може бути сьогоднi самостiйним у своїх дiях, тому що в оточеннi президента i прем’єр-мiнiстра Януковича сформувалися двi потужнi лобiстськi групи, якi чiтко стоять на позицiях створення газотранспортного консорцiуму, реверсного використання нафтопроводу «Одеса-Броди» i стимулювання РАТ «ёЕС» до активних дiй на українському ринку електроенергетики.
З приходом Клюєва кардинально нiчого не змiниться. Зараз буде вибрана тактика затягування рiшень. Насамперед тому, що досi немає полiтичного рiшення президента щодо ключового напрямку полiтики в паливно-енергетичному комплексi. А от якщо Адмiнiстрацiя президента прийме рiшення вiдстояти ПЕК в iм’я перерозподiлу власностi мiж українськими фiнансово-полiтичними групами, то тодi полiтика «залучення Росiї» буде стримана.
Петр Бурковский, эксперт Центра исследований национальной безопасности при НаУКМА:
– Такие мегапроекты, как газотранспортный консорциум, после прихода Клюева будут, скорее всего, отложены. Прежде всего, из-за отсутствия политического согласия по поводу этих проектов, да и административная элита в основном будет занята президентскими выборами. Хотя определенные предвыборные спекуляции и по поводу ГТК, и относительно нефтепровода «Одесса-Броды» будут. Кстати, не исключено, что власть попытается аккумулировать средства в крупных топливно-энергетических компаниях, таких как НАК «Нефтегаз», с целью дальнейшего использования этих средств в избирательной кампании.
Что касается проекта «Одесса-Броды», то тут можно ожидать изменений в пользу реверса. Если Гайдук заявлял о том, что над этим решением надо еще работать и даже склонялся к варианту прямого направления работы нефтепровода, то, еще будучи на должности главы парламентского комитета, Клюев говорил о временном реверсе, имея в виду ситуативное решение: пустить российскую нефть, заработать денег, а потом переключиться на каспийскую нефть. С другой стороны, не исключено, что, когда он придет на место Гайдука, то посмотрит на проблему с другой точки зрения – в масштабах страны, в масштабах национальных интересов. Но что станет приоритетом для Клюева – национальные или узкокорпоративные интересы – спрогнозировать сложно.
Корпоративные интересы донецкой группы могут взять верх в вопросе создания оптового рынка энергетического угля. Даже если Клюев и продолжит начатый Гайдуком процесс, сама суть объединения может быть искажена.