Эксперты советуют расширить круг источников информации для конкурентного анализа, чтобы иметь возможность проверить данные финансовой отчетности.
Согласно опросу «&», украинские компании используют для конкурентного анализа в том числе и зарубежные предприятия-аналоги, считая, что их финансовая отчетность заслуживает доверия. Однако последний опрос журнала CFO, проведенный в декабре 2006 г., опровергает это устойчивое представление: только менее 1% финансовых директоров не пытаются корректировать финотчетность.
Манипулятивное управление
В глобальном исследовании журнала CFO приняли участие более 700 финансовых директоров по всему миру: 323 в США, 182 в Европе и 238 в Азии. Результаты заставляют усомниться в том, что финансовая отчетность выполняет свою функцию индикатора реального финансового состояния компании. В частности, больше половины опрошенных CFO признались, что они подкорректировали цифры не менее (а иногда и более) чем на 3%. И это в компаниях, которые должны выполнять строжайшие правила внутреннего контроля по закону Сарбейнса-Оксли. Сами директора утверждают, что все происходит в рамках закона и считают это допустимыми мерами.
Используемые для таких целей методы не требуют наличия докторской степени по финансам – имеются простые, проверенные временем инструменты. Для увеличения выручки используются:
• уменьшение операционных затрат или перенос на следующий период;
• ускорение выполнения заказов от клиентов;
• отказ либо перенос на следующий период проектов или крупных приобретений.
Для уменьшения выручки необходимо:
• увеличение операционных затрат;
• осуществление проектов или крупных приобретений;
• использование оценочных суждений.
Есть и бухгалтерские хитрости, как то выбор момента для изменений норм амортизационных отчислений или других изменений в учетной политике (GAAP это позволяет). Если безнадежная дебиторская задолженность с одинаковой вероятностью может составлять и 2,1, и 2,5%, можно выбрать то число, которое в данный момент больше подходит.
24% CFO готовы повышать показатели, чтобы оправдать ожидания инвесторов, и 8% – понижать их, дабы иметь возможность создать резерв на случай возникновения непредвиденных ситуаций.
Невысокого мнения финансовые практики и об аудиторах: немногие считают, что они заметят такие фокусы, а даже если и заметят, то вряд ли будут согласовывать все с руководством компании. Консультанты предупреждают, что раскрытие такого поведения может принести компании больше вреда, чем, предположим, 10 лет назад – до громких корпоративных скандалов. В свою очередь CFO оправдываются, поясняя, что подобные практики используются в сложных ситуациях, например, когда компания серьезно отстает от показателей рынка, а опубликовать данные необходимо.
Комплексный подход
Украинские компании в большей степени не доверяют информации соотечественников и используют разнообразные способы ее перепроверки. Ведь от проведенного сравнения с устаревшей, неточной отчетностью или излишне оптимистическим прогнозом поступления денежных средств будет больше вреда, чем пользы. Поэтому какое бы предприятие не брали за аналог – зарубежное или отечественное – эксперты советуют перепроверить информацию с помощью данных, взятых из других источников. «Мы сравниваем как общепринятые показатели, которые берем из финансовой отчетности (выручку, прибыль), так и различные виды затрат (аренда или уровень заработной платы), данные о которых получаем из других источников, – делится опытом Наталья Очосальская, директор по стратегическому развитию компании АМИ. – Информацию об арендной плате за помещения мы получаем непосредственно от арендаторов. Уровень зарплат конкурентов узнаем, делая запросы на их сайты по объявлениям вакансий, при общении с соискателями, которые обошли несколько компаний, а также взаимодействуя с бывшими сотрудниками компаний-конкурентов. Также сравниваем, например, затраты конкурентов на доставку, логистику – эту информацию черпаем, контактируя с профильными компаниями, сравниваем показатели по разным службам. Источники данных о других компаниях – это публичная отчетность, опубликованные интервью и статьи, рекламные проспекты, проспекты эмиссии облигационных и вексельных займов, регулярно публикуемая отчетность. Иногда это может быть инсайдерская информация или беседы с бывшими сотрудниками».