Сотрудничество
Международное рукопожатие конкурентов
«Молдова-Вин» (агропромышленное агентство Молдовы) и украинская ассоциация СОВАТ подписали соглашение о сотрудничестве. В его рамках страны намерены оказывать взаимную информационную, экспертную и юридическую поддержку, а также поддержку в конъюнктурных изменениях на своих алкогольных рынках.
Соглашение особенно актуально в свете того, что Молдова намерена в этом году увеличить объем поставок алкогольной продукции в нашу страну. По планам «Молдова-Вин» поставки вырастут на 21,6% (до $45 млн.). Для сравнения: в 2005 г. в Украине было реализовано молдавской алкогольной продукции на сумму около $37млн.
Молдова рассматривает возможность квотирования экспорта виноматериалов. На украинском рынке будет представлено бутилированное вино преимущественно среднеценового сегмента ($7-9 за бутылку). На данный момент в Молдове вино производится 150-170 предприятиями. Из них на украинском рынке представлены 50.
Последствия увеличения доли молдавской продукции на украинском алкогольном рынке представители СОВАТ оценивают неоднозначно. С одной стороны, они не отрицают, что работа отечественных производителей осложнится. Но с другой – украинская ассоциация выразила надежду, что «приход молдавской продукции подтянет и наше виноделие».
Исследование
Народная любовь – не только в стоимости бренда
Американский онлайн-журнал Brandchannel.com, выпускаемый компанией Interbrand, подвел итоги ежегодного исследования, призванного выявить наиболее влиятельные бренды года. Респонденты исследования отвечают на вопрос, какой бренд оказал наибольшее влияние на их жизнь в ушедшем году. Финансовая составляющая бренда не учитывается, равно как и «положительность» или «отрицательность» впечатлений. Благодаря этому на первые места вполне может не попасть Coca-Cola, а в 2004 г. среди победителей оказался спутниковый канал «Аль-Джазира».
Глобальный ранжир (от первого к пятому) – Google, Apple, YouTube, Wikipedia, Starbucks. Выбор представителей регионов Европы и Африки – IKEA, Skype, Nokia, Zara, Adidas. Азиатско-Тихоокеанского региона – Sony, Toyota, HSBC, Samsung, Honda. Общие тренды таковы: потребители во всем мире питают особую любовь к высокотехнологичным и инновационным брендам; европейцы и азиаты отдают предпочтение в первую очередь брендам своего региона.
Дебют в американском чарте интернет-энциклопедии Wikipedia и видеопортала YouTube (портал создан в 2005 г., имеет ежемесячную аудиторию в 20 млн. пользователей и недавно был продан за $1,65 млрд.) говорит о том, что потребители ценят, когда они могут принимать участие в жизни любимого продукта (в данном случае – в создании контента).
Рынок PR
Украинский PR вновь надеется получить описание
UAPR (Украинская ассоциация по связям с общественностью) выступила с инициативой определить объем рынка PR по-новому. Если ранее цифру выводили на основе опроса агентств, то теперь планируется опросить заказчиков. Ведь они передают PR-агентствам лишь часть бюджета, тогда как оставшаяся часть осваивается ими самостоятельно, а цифры, как правило, не обнародуются.
Исследование проведет компания GfK Ukraine в феврале-марте текущего года, опросив 100 крупных компаний. По результатам первого исследования его инициаторы не рассчитывают получить полную информацию о бюджетах компаний, который тратится на PR. Оно скорее призвано стать сигналом для рынка: ожидается, что, увидев результаты, компании станут более открытыми к участию в качестве респондентов.
Помимо определения емкости рынка PR, исследователи хотят более четко разграничить отраслевые термины, посмотреть, какие виды деятельности компании причисляют к связям с общественностью и в какой степени. Например, на рынке не существует единого мнения о том, включать ли в PR благотворительность, спонсорство и проведение исследований или нет.
По данным Всеукраинской рекламной коалиции (выведенных с привлечением UAPR), в 2006 г. емкость PR-рынка составила $15 млн., а в 2007 г. увеличится до $20 млн.
Газотранспортная отрасль
Поиск компромисса
Россия и Украина начинают конструктивно договариваться о решении газовой проблемы. Украина может получить возможность добычи газа на территории соседей вблизи трубопроводов, дав России взамен возможность участия в управлении газотранспортной системой Украины. Заявленная гарантированная добыча газа «по обмену» – 30-50 млрд. куб. м в год.
Переговоры пока находятся на начальной стадии, а реализация проекта требует проработки деталей. Но президент России В. Путин подтвердил принципиальную готовность своей страны к подобному сотрудничеству.
Похожие схемы Россия использует в работе с немецкими компаниями BASF и E.ON, итальянской Enel.
Кадры
Консультанты возглавляют реальный бизнес
Новым председателем правления финансово-промышленной группы «Интерпайп» назначен Геннадий Газин, экс-руководитель международной консалтинговой компании McKinsey&Co в странах СНГ. Одна из основных задач нового руководителя – ускорение реструктуризации группы. Сфера нынешних интересов группы – металлургический, трубный, сырьевой, банковский и медиабизнесы. Его предшественник Игорь Ярославцев, занимавший пост с 2003 г., теперь стал председателем консультационного совета группы.
Г-н Газин имеет опыт управления реинжиниринга, корпоративного управления в целом, опыт консолидации бизнеса, а также слияний и поглощений. Кроме того, он получил образование за рубежом, в том числе МВА по финансам. Привлекая к руководству представителя западной консалтинговой компании, «Интерпайп» сделал свой вклад в развитие тенденции. Подобной логике (привлечения западных профессионалов в высший руководящий состав), к примеру, следует и корпорация СКМ.
Экспансия
Незаполненность рынка кинопроката привлекает иностранцев
Российская компания «Синема-Парк», развивающая сеть кинотеатров, готовится выйти на украинский рынок. В первую очередь кинотеатры появятся в Киеве и Харькове, возможно, в Днепропетровске, Донецке, Одессе.
В Украине планируется потратить на реализацию двухлетних планов около $40 млн. Тогда как развитие сети в России в тот же период предполагает объем инвестиций около $100 млн.
Руководство «Синема-Парк» полагает, что наш рынок еще далек от насыщения и имеет большой потенциал. Сегодня в Украине открыто около 140 кинотеатров.
По неофициальной информации, в Украину готовится прийти по крайней мере один из и операторов киносетей из Польши.