Продаются активы. Недорого

Резкий рост активов заставляет банки искать новые пути пополнения ресурсной базы. Оптимальным решением может стать секьюритизация, позволяющая не только получить дешевые длинные средства, но и «разгрузить» капитал.


В условиях стремительного увеличения активов банки испытывают острую потребность в инструментах, позволяющих адекватными темпами наращивать ресурсные базы. Вклады населения и депозиты юридических лиц в первую очередь для крупных банков постепенно утрачивают статус главных банковских кормильцев. Во-первых, более быстрыми темпами банки наращивают пассивы за счет внешних привлечений. Вследствие снижения темпов роста доходов населения эта тенденция будет только усиливаться. Во-вторых, депозиты физлиц по своим параметрам все больше перестают отвечать требованиям времени. Они слишком короткие и недостаточно надежные (с точки зрения возможности их отзыва со счетов). Кроме того, в этом сегменте существует огромная конкуренция, не способствующая более активному снижению стоимости подобных ресурсов. Акционеры не всегда готовы вкладывать в банк необходимые средства. А если и согласны, то их желания и возможности не всегда совпадают с темпами роста рынка. Классические внешние привлечения также не отличаются дешевизной и простотой.


Одной из альтернатив является относительно недорогой при достаточно низкой конкурентной среде выпуск облигаций под обеспечение активами банка. На сегодняшний день в Украине уже осуществлялись более-менее похожие на секьюритизацию выпуски. В январе этого года ПриватБанк стал первым украинским эмитентом по классической схеме секьюритизации. Помимо получения долгосрочного финансирования, банк имеет возможность списать со своего баланса активы, ставшие обеспечением по выпуску, тем самым улучшая показатель достаточности капитала. Это же в свою очередь дает ему большее пространство для маневра.


Активный пул


Организация выпуска обеспеченных активами облигаций мало чем отличается по своей процедуре от выпуска необеспеченных бумаг. Впрочем, существует ряд особенностей, присущих исключительно секьюритизации. Во-первых, помимо стандартных процедур, банку необходимо сформировать пул из однородных стандартизированных активов. Это могут быть как автокредиты, ипотечные или потребительские кредиты, так и кредиты по платежным картам. Они должны быть стандартными по форме выдачи и срокам уплаты ежемесячных платежей. Естественно, срок самих кредитов обязан покрывать период обращения облигаций, а сумма – задолженность по бумагам. Во-вторых, банку с помощью привлеченных консультантов и аудиторов необходимо оценить их качество и надежность. Эксперты также отмечают, что эмитенту необходимо провести аудиторскую проверку пула для оценки достоверности и правильности его учета.


Помимо этого, банк также создает специальное юридическое лицо, так называемое Special Purpose Vehicle (SPV), которое выкупает у него кредиты. Оформляется это путем заключения договора уступки прав требования. Затем SPV производит выпуск облигаций, разделяя его при этом, как правило, на три транша. «Это так называемые senior, mezzanine и equity (классы А, В и С), – рассказывает «&» Валерия Гонтарева, заместитель председателя правления АБ «ИНГ Банк Украина». – Держатели последнего получают более высокую доходность, но первыми несут потери в случае возникновения дефолтов в пуле активов. Инвесторы mezzanine несут потери только в случае, если объем дефолтов в пуле активов превышает размер транша equity. Что же касается держателей senior, то им обеспечивается минимальный кредитный риск при адекватной доходности».


Таким образом, если, к примеру, часть платежей по кредитам, выступающим в роли обеспечения, перестает поступать, это не отражается на инвесторах, купивших бумаги «старшего» транша. «Младшие» транши являются более рискованными для инвесторов и соответственно приносят больше дохода. При этом необходимо отметить, что разделение на транши происходит в зависимости от степени качества и надежности активов, риска невыполнения или несвоевременного выполнения должниками своих обязательств. Именно по приведенной выше схеме была организована первая сделка по классической секьюритизации в Украине, которую провел ПриватБанк. Он разделил пул кредитов на три облигационных транша – $134,1 млн., $36,9 млн. и $9 млн. класса А, В и С соответственно. Таким образом, ПриватБанк разделил для инвесторов риски по выполнению обязательств заемщиками по своим ипотечным кредитам на 74,5, 20,5 и 5%.


Г-жа Гонтарева также отмечает, что с целью сделать облигации еще более привлекательными для инвесторов бумаг класса А и В эмитент может заведомо завышать размер транша класса С. Кроме этого, equity может быть выкуплен непосредственно самим эмитентом. В целом, по мнению экспертов, подготовительный этап полностью зависит от готовности актива и эмитента. Основной же этап, по словам Виталия Масюры, члена совета директоров, директора казначейства «Дельта Банка», составляет от 6 до 12 месяцев и заканчивается подписанием договоров и выпуском ценных бумаг.


Прозрачная регулярность


Разделение облигаций на отдельные транши позволяет не только структурировать инвесторов, но стать интересным для более широкого круга покупателей. Эксперты отмечают, что одним из главных требований инвесторов к активам является их прозрачность. «Приобретая облигации с обеспечением, инвесторы хотят четко знать, какие конкретно активы являются объектом обеспечения, – говорит Александр Охрименко, советник председателя правления ОАО АБ «Укргазбанк». «Хотя одним из аспектов секьюритизации является передача риска по активу покупателям облигаций, все же банк не должен стремиться секьюритизировать именно активы с повышенным риском – в этом случае он может заранее обречь весь выпуск облигаций на неудачу, – разъясняет Сергей Фомин, начальник управления по работе с ценными бумагами «Родовід Банка». – На наш взгляд, основными целями банка в данном случае должны быть получение дополнительной прибыли (за счет разницы в доходности базового актива и доходности облигаций) и передача третьим лицам стандартных рисков».


Кроме этого, владельцам такого рода облигаций важно иметь возможность оперативно получать достоверную информацию о качестве обеспечения. Существующий механизм обращения ипотечных облигаций позволяет решить эти проблемы за счет разграничения эмитента облигаций и управителя пула ипотечных кредитов. В результате владельцы облигаций получают возможность отслеживать качество входящих в этот пул ипотечных кредитов. Но это возможно только в рамках ипотечных кредитов, отмечает Александр Охрименко. К слову, Олег Трохимчук, адвокат юридической фирмы «Ильяшев и Партнеры», обращает внимание на то, что согласно украинскому законодательству в состав ипотечного покрытия обычных ипотечных облигаций не могут включаться ипотечные активы, обязательства должников по которым обеспечены ипотекой объектов незавершенного строительства или ипотекой имущественных прав. По мнению г-на Охрименко, реализовать методику формирования отдельного пула автокредитов, а тем более потребительских кредитов в условиях украинского банковского рынка нереально. Впрочем, Валерия Гонтарева не видит особых проблем в этом вопросе как на локальном, так и на международном рынке капитала. «Классическая схема секьюритизации позволяет структурировать сделку, используя практически любые регулярные денежные потоки, – утверждает она. – Будь то ипотека, потребительские кредиты или что-то еще». К примеру, в прошлом году «Альфа-Банк» первым из российских банков успешно выпустил облигации объемом $350 млн. по схеме секьюритизации диверсифицированных платежных прав (DPR). Обеспечением выступили будущие поступления на корреспондентские счета финучреждения в банках-нерезидентах. Доходность таких облигаций составила трехмесячный Libor + 160 базисных пунктов (срок обращения – до 2011 г.).


В зависимости от того, кто планируется в качестве главного покупателя облигаций, эмитенты определяют механизм заинтересованности. «Для украинских инвесторов один из главных факторов при оценке облигаций – доходность и периодичность выплаты дохода, – рассказывает Александр Охрименко. – Кроме того, для них наиболее привлекательным является срок обращения облигаций, составляющий не более 2-3 лет. При этом доход должен выплачиваться не реже одного раза в квартал». Иностранным покупателям более интересны облигации со сроком обращения не менее 5-7 лет. «Благодаря данному инструменту наши финучреждения смогут привлекать средства на 20-30 лет», – прогнозирует Виталий Масюра. К примеру, у облигаций ПриватБанка с индексацией в 2014 г. срок обращения заканчивается в 2031 г. Для зарубежных инвесторов большую роль играет соблюдение всех процедур по обеспечению облигаций. «Ими учитывается доходность облигаций, но при этом не ставится во главу угла, посколько текущая доходность финансовых инструментов по Украине в среднем выше, чем в развитых странах», – отмечает г-н Охрименко.


Это может случиться с каждым


Эксперты отмечают, что в отдельных случаях украинские инвесторы, и уж тем более западные, могут требовать наличия оферты на право досрочной продажи облигаций эмитенту. Этот факт для эмитента уже несет определенные риски. «Естественно, инвесторы заинтересованы в том, чтобы бизнес был успешным, поэтому могут потребовать негативное обязательство заемщика, – говорит Тодд Эспозито, финансовый директор IMB Group, и. о. члена правления «Международного Ипотечного Банка». – Примером такого обязательства может стать невыполнение определенного норматива. В этом случае банк автоматически получает дефолт – и долг должен быть погашен незамедлительно. В контракте следует обратить особое внимание на финансовые и негативные обязательства, а также перечень условий, при которых наступает дефолт. Многие заемщики думают, что «это никогда не случится со мной». Но они обязаны защитить свой бизнес, чтобы не потерять контроль над компанией при наступлении определенных обстоятельств. Слишком строгие обязательства или же перечень случаев дефолта могут связать руки гендиректору или финдиректору и не позволить им управлять компанией».


Еще одним риском при выпуске облигаций является невозможность снова заложить свои активы для привлечения финансирования. Поэтому стоит убедиться, что банк получает самую лучшую цену за свои активы. «В то же время часто выгодная цена привлеченного капитала и возможность внебалансового финансирования, которое помогает достигнуть коэффициента достаточности капитала, кажутся более весомыми аргументами», – рассуждает г-н Эспозито.


Страхуем рейтинг


Чтобы быть более интересным инвесторам, кроме качества самого актива и доходности облигаций, эксперты рекомендуют потенциальному эмитенту также обратить внимание на качество самого выпуска. «Оно обеспечивается получением нескольких рейтингов, публичностью компании-посредника, различными дополнительными гарантиями для потенциальных инвесторов», – говорит Сергей Фомин. Особо важным фактором для иностранных инвесторов является уровень кредитного рейтинга предстоящего выпуска облигаций. Спекулятивный уровень рассматривается ими как отрицательный фактор. Примечательно, что рейтинговое агентство Fitch присвоило выпуску ПриватБанка ожидаемый рейтинг «ВВВ-» и «В+» для облигаций класса А и В соответственно. Таким образом, бумаги класса А получили рейтинг выше странового потолка Украины, что является для отечественных компаний скорее исключением. Валерия Гонтарева предполагает, что это стало возможным в том числе благодаря страхованию сделки от политических рисков. «Это оказалось возможным не столько благодаря обеспеченности облигаций, поскольку заемщики живут в Украине и им всем присущи страновые риски, сколько страхованием банком выпуска от политических рисков», – уточняет она.


Примечательно, что российский ВТБ при размещении евробондов также смог получить рейтинг для «старшего» транша выше суверенного за счет покупки страховки от политических рисков. В то же время при секьюритизации DPR выпуск облигаций «Альфа-Банка» класса А также получил рейтинг, превышающий страновой, – в этот раз от агентства Moody’s, чему, по словам его аналитиков, «способствовало избыточное обеспечение, а также хорошая кредитная история оригинатора («Альфа-Банка»)».


Стоит отметить, что по транзакции ПриватБанка предусмотрен резервный фонд в размере 4% на случай невыполнения обязательств и потенциального дефицита ликвидности. Также финучреждением создан ряд других резервов. Помимо этого, рейтинговым агентством Fitch при присвоении рейтинга для бумаг ПриватБанка также учитывались такие факторы, как своевременная выплата процентов по облигациям класса А, окончательная выплата процентов по облигациям класса В, а также окончательная выплата основной суммы долга при наступлении окончательного официального срока погашения облигаций. Также рейтинги основаны на качестве залогового обеспечения, наличии механизмов повышения кредитного качества и возможностях оригинатора по андеррайтингу и обслуживанию кредитов, а также на юридической структуре сделки. Украинская схема секьюритизации, по словам Олега Трохимчука, в свою очередь предусматривает ответственность банка-эмитента за исполнение обязательств по ипотечным облигациям не только ипотечным покрытием, но и всем другим своим имуществом, на которое согласно законодательству может быть обращено взыскание.


Если банковать, то по-крупному


Создание дополнительных гарантий для инвесторов, соблюдение их требований, а вместе с ними и требований рейтинговых агентств, безусловно, удорожает стоимость заимствований. «Расходы на организацию секьюритизационной сделки сравнимы с выпуском еврооблигаций, но могут быть и значительно выше, поскольку в силу сложности схемы расходы на оплату услуг юристов, аудиторов, лид-менеджеров, других обязательных участников схемы могут значительно колебаться», – говорит Виталий Масюра. Однако это дает также возможность в целом удешевить привлекаемые с помощью облигаций ресурсы. Ведь в отличие от регулярных купонных выплат большинство дополнительных затрат (за исключением разве что платежей по страховке) являются, во-первых, единоразовыми. Во-вторых, в случае с резервами, по сути, вовсе таковыми не являются, так как банк просто «замораживает» определенную сумму средств. Таким образом, их можно рассматривать как нечто подобное cost-saving investments (инвестиции, ведущие к снижению будущих затрат). Эксперты отмечают, что разница между затратами на выпуск не обеспеченных и обеспеченных активами облигаций может составлять около 0,5% от общего объема выпуска. Получение инвесторами дополнительных гарантий и страховки сделают разрыв несколько большим. Впрочем, по оценкам банкиров, это позволит эмитенту сэкономить за счет снижения процентных выплат. К примеру, по облигациям класса А такая экономия может достигать 1,5-2%. Безусловно, при очень больших объемах выпуска ипотечных облигаций сумма затрат будет снижаться в расчете на одну облигацию.


Между тем разница в доходности обеспеченных активами и не обеспеченных активами облигаций зависит от качества активов, используемых в качестве обеспечения, а также внутренних процедур эмитента. «Если международные инвесторы решат, что в банке не выработаны надлежащие процессы, они потребуют более высокую процентную ставку за бизнес-риск», – делится опытом Тодд Эспозито. «На сегодня ипотека является самым надежным активом, и поэтому доходность ипотечных облигаций будет всегда ниже, чем доходность обычных облигаций, – говорит Александр Охрименко. – Что касается облигаций, обеспеченных потребительскими кредитами, то такого рода актив не может рассматриваться как высоконадежный. Вследствие этого ставки по таким облигациям будут в среднем близки к ставкам по обычным облигациям». Что, впрочем, учитывая доходность для банков подобных кредитов, вряд ли способно заставить эмитентов отказаться от их выпуска.


Минимальный объем ссуд, который целесообразно предлагать инвесторам, по разным оценкам, составляет $100-200 млн. При меньшем объеме затраты на различные комиссии сделают подобные заимствования не слишком привлекательными для эмитента, которому из расчета на одну облигацию придется переплачивать за услуги организаторам, рейтинговым агентствам, юридическим консультантам и аудиторам.


На очереди финансовые компании


Для того чтобы стать эмитентом обеспеченных активами облигаций, совсем не обязательно входить в число крупнейших банков. Схема секьюритизации позволяет выходить на рынок даже средним и сравнительно небольшим банкам. Единственное, что нужно иметь такому финучреждению, так это соответствующий по своим размерам портфель стандартизированных кредитов, адекватную систему оценки и работы с кредитами, а также быть готовым к западным правилам игры, в том числе относительно прозрачности бизнеса. Вознаграждением успешной секьюритизации будет не только получение длинных и дешевых по украинским меркам ресурсов, но и расширение возможности банка по привлечению финансирования с помощью других долговых инструментов.


Эксперты отмечают, что вслед за секьюритизацией ипотеки, выпуском облигаций под залог потребительских кредитов в ближайшее время следует ожидать также выпуск облигаций, обеспеченных автокредитами. При этом валютой эмиссии по всем видам обеспеченных облигаций могут быть как доллары США, так и национальная валюта, хотя покупателями в обоих случаях будут западные инвесторы. Секьюритизация и облигации, обеспеченные активами, в течение следующих нескольких лет станут в Украине стандартной практикой. Это добавит ликвидности в банковском секторе и позволит банкам лучше управлять своим балансом. Вместе с тем почин банков подхватят и другие финансовые учреждения, имеющие регулярные денежные потоки, например, лизинговые компании. Впрочем, произойдет это лишь в отдаленном будущем. 







Почти секьюритизация


Альтернативой классической схеме секьюритизации является выпуск облигаций под залог активов. В этом случае отсутствует SPV, созданный банком для передачи активов. Это в свою очередь ведет к тому, что он не списывает их со своего баланса. Подобным образом поступил «Дельта Банк», выпустив гривневые облигации под залог своего портфеля потребительских кредитов. Финучреждение привлекло таким способом 150 млн. грн. с возможностью увеличения суммы финансирования в рамках данной схемы до эквивалента $100 млн. «Основным позитивным результатом для нас как банка, который провел подобного рода сделку, является получение доступа к дополнительному источнику ресурсов и новым группам специализированных инвесторов, – говорит Виталий Масюра. – Кроме того, важен рост уровня узнаваемости «Дельта Банка» как заемщика на внешних рынках, что необходимо для повышения кредитоспособности и привлечения новых инвесторов».


Секьюритизация для всех


Валерия Гонтарева, заместитель председателя правления АБ «ИНГ Банк Украина»:
– Секьюритизация – это вопрос успешного разделения активов на транши (минимум два транша, обычно – три, но может быть и больше). По сути, не важно, что секьюритизировать. Под данный механизм можно подвести почти все бизнесы, которые генерируют регулярные денежные потоки. На сегодняшний день у банков уже есть кредитные портфели по различным сегментам, которые позволяют проводить секьюритизацию. Однако в мировой практике она не останавливается на ипотечных, авто- и потребительских кредитах, кредитах по платежным картам. В качестве подобных активов могут быть, к примеру, поступления на корреспондентский счет банка, коммерческие кредиты, лизинговые и арендные платежи. В последнее время начинают активно развиваться такие схемы, как секьюритизация диверсифицированных платежных прав (Diversified Payments Rights – DPR) и облигации, обеспеченные долговыми обязательствами (Collateralized Debt Obligation – CDO) по различным типам кредитов и прочих долговых активов.


Необходимо понимать, что секьюритизацию необходимо рассматривать как программу, а не одноразовую сделку. Ее можно продолжать в будущем многократно и сразу по нескольким направлениям.

Залишити відповідь