Не ждали? Но будьте готовы


Статья опубликована в журнале «Комп&ньон» 3 ноября 2010 г

Наиболее актуальной на сегодняшний день и требующей непосредственного участия юриста категорией налоговых проверок являются внеплановые выездные проверки. Именно их проведение зачастую приводит бизнес в патовое положение, когда, казалось бы, и право «хода» имеется, но как и можно ли вообще им воспользоваться, не всегда понятно даже самым искушенным предпринимателям.

Во время такого рода проверок, согласно ст. 10 Закона «О государственной налоговой службе Украины», сотрудники налоговой имеют право проверять своевременность, достоверность, полноту начисления и уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), а также соблюдения валютного законодательства.

Слово за налоговиком или судьей?
В данном Законе указано, что проведение проверок не должно нарушать нормальный режим работы налогоплательщиков. В случае причинения вреда вследствие нарушения работниками органов государственной налоговой службы прав налогоплательщиков последний может обратиться в суд с заявлением о возмещении материального и морального ущерба.

Процедура проведения внеплановых проверок содержит коллизию. В соответствии с одной нормой Закона внеплановая выездная проверка может осуществляться только на основании решения суда, в то время как другая его норма дает возможность проводить такие проверки по решению руководителя налогового органа. Причем на сегодняшний день обе нормы действуют. Ситуацию прояснил Высший административный суд Украины в п. 7 своего письма от 24 октября 2008 г. № 1776/100/13-08. Так, проведение внеплановой выездной проверки на основаниях, указанных в ст. 11-1 Закона, осуществляется по решению руководителя налогового органа, которое оформляется соответствующим приказом. А решение суда является исключительным основанием для проведения проверки, которое необходимо применять только при возникновении оснований, прямо не указанных в упомянутой выше статье.

Достаточно одной «наводки»
Нынешним летом в законодательстве появилось новое понятие — «внеочередные налоговые проверки, совершаемые при наличии информации о несоблюдении трудового законодательства по финансовым вопросам, выплатах зарплат в конвертах и сообщениях налоговой милиции о неуплате налогов» (введено Законом от 20 мая 2010 г. № 2275-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины»). То есть на законодательном уровне теперь предусмотрено проведение налоговыми инспекциями внеплановой проверки при любом сообщении о неуплате налогов.
Примечательно, что ни письменная форма такого сообщения, ни какое-либо его обоснование не предусмотрены. Кроме того, Закон «О государственной налоговой службе Украины» дополнен п. 1.1 ст. 11 следующего содержания: «При получении органом налоговой милиции информации об уклонении налогоплательщика или наемного лица от налогообложения при начислении (выплате, получении) заработной платы, других выплат и возмещений, подлежащих налогообложению, в том числе в виде дополнительных благ, сбора в Пенсионный фонд и взносов в фонды общеобязательного государственного социального страхования, в том числе вследствие незаключения таким лицом трудовых договоров с наемным лицом, согласно Кодексу законов о труде, проведение лицом хозяйственной деятельности без государственной регистрации, а также пассивных доходов, руководитель соответствующего налогового органа вправе принять решение о проведении внеочередной налоговой проверки такого плательщика без его предварительного предупреждения. Решение налогового органа должно быть оформлено в письменном виде, скреплено подписью руководителя, печатью и вручено налогоплательщику перед началом проведения такой проверки».

Такие новеллы нашли свое отражение и в дополнении к ст. 10 Закона п. 19, согласно которому: «Государственные налоговые инспекции… выполняют следующие функции: …при получении органом налоговой милиции информации в случаях, установленных Законом, принимают решения о проведении внеочередной налоговой проверки налогоплательщика без его предварительного предупреждения, если органом налоговой милиции получена информация об уклонении такого плательщика от налогообложения».

Таким образом, законодатель, расширив полномочия налоговой милиции, завуалировал их нормой ст. 10 Закона, а именно понятием получения информации об уклонении такого плательщика от налогообложения. При этом определения понятия «информации, полученной налоговой милицией» сегодня нет, как нет и соответствующих разъяснений.

Существует мнение, что в данном случае органы налоговой милиции руководствуются нормами ст. 6 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», которой предусмотрен ряд оснований для проведения подобной деятельности. Упомянутой статьей установлено, что такие основания могут содержаться в заявлениях, сообщениях граждан, должностных лиц, общественных организаций, средств массовой информации, в письменных поручениях и постановлениях следователя, указаниях прокурора, постановлениях суда по уголовным делам, находящимся в его производстве, материалах органов дознания, других правоохранительных органов.

Напрашивается вывод, что отныне информировать орган налоговой милиции может кто угодно и как угодно. Однако сообщение не должно быть анонимным, поскольку Закон «Об обращениях граждан» не позволяет государственным органам рассматривать анонимки.

Представители фискальных органов и до внесения изменений в налоговое законодательство не гнушались безнаказанным превышением служебных полномочий, особенно в части осуществления налоговых проверок. Теперь же им в руки даны новые козыри.

Впрочем, не так давно в парламенте был зарегистрирован законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно проверок)», инициированный народным депутатом Ксенией Ляпиной (№ 7063 от 30 августа 2010 г.), которым предлагается изъять из законодательных актов нормы относительно полномочий налоговых органов осуществлять контроль за соблюдением норм трудового законодательства по причине того, что они не относятся к компетенции государственной налоговой службы и создают в предпринимательской среде крайне напряженную ситуацию. Поддержат ли народные депутаты столь привлекательную для бизнеса законодательную инициативу — покажет время.

Остановка по требованию
Среди нововведений Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» следует также отметить предоставление права на приостановление проведения выездной проверки с дальнейшим ее продолжением на неиспользованный срок. Соответствующая информация должна быть отображена во вступительной части акта проверки с указанием срока такого приостановления, даты и номера приказа органа государственной налоговой службы о приостановлении (это предусмотрено приказом ГНАУ от 9 августа 2010 г. № 594 «О внесении изменений в некоторые приказы ГНАУ»). Если до окончания срока, на который осуществлялось приостановление, проверка была восстановлена, должны быть указаны дата и номер соответствующего приказа, а также сроки восстановления проверки.

Следует учитывать, что сейчас изъяты нормы, предоставлявшие право сотрудникам органов государственной налоговой службы направлять налогоплательщику письмо-предложение относительно самостоятельной уплаты рассчитанных с применением обычных цен налоговых обязательств. Соответствующие изменения были внесены тем же приказом № 594.

Как разъяснила ГНАУ своим письмом от 11 августа 2010 г. № 16188/7/23-4017 «Об оформлении материалов проверок», в случае согласия налогоплательщика оплатить рассчитанные с применением обычных цен налоговые обязательства (вместе со штрафными санкциями) во избежание перегруженности судебных органов исковыми заявлениями (которые должны направляться органами налоговой в суд на основании п. 4.3 ст. 4 Закона «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» ип. 11 ст. 10 Закона «О государственной налоговой службе Украины») по результатам проверки возможно направление налогоплательщику соответствующего письма. Оно составляется в произвольной форме с указанием его даты и номера, наименования и кода по ЕГРПОУ налогоплательщика, даты и номера акта проверки, суммы обязательств, бюджетного счета получателя, учреждения банка и МФО. Тем же приказом № 594 изменены формы ряда документов, составляемых по результатам налоговых проверок.

Коль ревизор на пороге
Если налоговики уже явились к предпринимателю и заявили о начале внеплановой проверки, целесообразной будет следующая последовательность действий.
Во-первых, убедитесь, что проверяющие имеют при себе документы, оформленные должным образом (направление на проверку и копия приказа руководителя).
Во-вторых, проверьте, соответствуют ли основания проверки и ее продолжительность, указанные в данных документах, нормам законодательства.
В-третьих, в случае несоответствия документов требованиям законодательства вы можете указать на это налоговикам и отказаться выполнять их требования.
В-четвертых, если вы имеете постоянного юридического консультанта, обратитесь к нему после начала проверки и следуйте его советам.
И наконец, при проведении проверки, в случае если налоговики своими действиями мешают нормальной работе предприятия, фиксируйте эти факты и обращайтесь с заявлением в суд, подавайте жалобы в вышестоящие налоговые органы.

Залишити відповідь