Чашка кофе в виде баловства

Мировые производители столкнутся с дефицитом кофейных зерен в 2007-2008 гг. Самое время готовиться к росту цен на конечный продукт.


Похоже, за удовольствие побаловать себя чашкой ароматного кофе придется платить все больше. Зафиксированное летом 2006 г. постепенное повышение спроса на кофе начало подогревать цены. По итогам прошедшего года средняя оптовая цена кофе на мировом рынке (выражена через комбинированный индикатор ICO composite) составила 95,75 цента/фунт – это на 7,2% выше аналогичного показателя 2005 г. По итогам декабря 2006 г. средняя цена сортов арабики и робусты составила 108,1 цента/фунт, побив рекорд июня 1998 г. Правда, уже в январе она снизилась до 105,81 цента/фунт. Хотя стоимость менее элитной робусты даже в январе продолжила свой рост, достигнув максимума в 79,1 цента/фунт. Сохранится ли эта ценовая тенденция в нынешнем году, и если да, то как она скажется на украинском рынке?


Мало много кофе


Эксперты Международной организации кофе (ICO) единодушны: в нынешнем году продукт будет постепенно набирать ценовые обороты. Их главный аргумент – производство кофе составит 109-112 млн. мешков (по стандарту ICO – в мешке 60 кг) при спросе 118-120 млн. мешков. Причем дефицит данного продукта провоцирует целый комплекс факторов.


С одной стороны, потребление кофе в нынешнем году увеличится на 2%. Произойдет это в основном за счет роста потребления в Японии, Китае и США, тогда как, к примеру, европейцы станут скромнее в своих кофейных пристрастиях.


С другой стороны, дефицит будет вызван ситуацией в странах-производителях. По оценкам ICO, мировые складские запасы кофе в прошлом году достигли своего 40-летнего минимума – 20,3 млн. мешков. Это связано с тем, что азиатские и латиноамериканские поставщики прекратили расширение плантаций после того, как в 2000-2001 гг. из-за перепроизводства цены на кофе упали до своего 30-летнего минимума. К примеру, Вьетнам был вынужден сократить количество плантаций на 20%, дабы избежать очередного обвала цен вследствие перепроизводства, ведь производителям и без того приходилось продавать свой товар по цене, вдвое ниже себестоимости. Через несколько лет о необходимости сокращения экспортных поставок кофе заговорила и Мексика. Причина та же – мировое производство всерьез обгоняло потребление, и закупочные цены стремительно падали.


К этой долгоиграющей тенденции добавились и более краткосрочные факторы. В 2007 г. ожидается снижение производства кофе в Бразилии. Урожайность бразильского кофе может снизиться на 27%, поскольку следующий год в соответствии с двухгодичным циклом развития кофейных деревьев будет менее урожайным. К примеру, после удачного 2002 г. последовало 38%-е падение в 2003 г. Более того, в связи с неопределенностью в отношении будущего урожая вьетнамской робусты аналитики не предполагают серьезного падения цен.


«Последние 15 лет рынок кофейного сырья переживал не самые лучшие времена: биржевые цены падали ниже себестоимости производства, многим игрокам пришлось уйти с рынка, – рассказывает генеральный директор ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия. – Неудивительно, что после этого темпы производства несколько снизились, а цены в условиях растущего потребления поползли вверх».


Стратегия с неопределенным артиклем


Если страны-производители кофе робуста (Бразилия – 30%, Вьетнам – 11% и Колумбия – 8,5%) не хотят работать в убыток, они будут прибегать к стратегии повышения мировых цен на кофе, уверены аналитики. Для украинского рынка этот факт более чем существенен, ведь 80% потребляемого в стране кофе – растворимый, который производится в основном из робусты. Рост цен на сырье автоматически заставляет производителей конечного продукта повышать цены. Однако, как полагают опрошенные «&» отраслевые эксперты, этот рост не будет столь значительным, ведь в конечной цене стоимость сырья в растворимом кофе невысокая – 15-20%. Таким образом, повышение цен может растянуться до полугода, причем составит 3-5%. В защиту данной точки зрения Р. Чантурия приводит еще один аргумент: рынок растворимого кофе фактически поделен между несколькими крупными игроками (Nestle, Kraft Foods и др.). У них есть долгосрочные контракты на поставку сырья на фиксированных условиях, которые обеспечат временной лаг, в течение которого серьезные ценовые изменения вряд ли произойдут.


И действительно, крупные игроки достаточно спокойно (по крайней мере с виду) относятся к повышению цен на сырье. «Для компаний-импортеров кофейных зерен ценовая политика будет зависеть от того, сколько они закупают сырья, из какой страны и каково соотношение сортов робусты и арабики в той или иной марке кофе, – говорит директор отдела маркетинга «Крафт Фудз Украина» Ярослав Коваль. – Эта модель ценообразования достаточно сложная и включает в себя целый ряд переменных, что не позволяет сделать четкие прогнозы относительно того, как рост мировых цен на кофейное сырье отобразится на украинском рынке». По его словам, речь идет о ценах на бирже, которые устанавливаются по определенным правилам. Вопрос роста цен на конечную продукцию дополнительно зависит от этих правил.


В целом операторы не видят веских оснований как для дефицита сырья в Украине, так и для удорожания продукта, учитывая, что резких ценовых колебаний на рынке никогда не наблюдалось и ранее. Хотя они соглашаются: повышение цены может негативно повлиять на рост кофейного рынка Украины в целом и привести к замораживанию позитивных трендов его развития. По оценкам Я. Коваля, в 2006 г. рост потребления кофе в стране составил около 15%. В нынешнем же году, по прогнозам, общий рост рынка кофе составит 3-5%.

Залишити відповідь