Кабмин планирует повысить заработную плату за счет перераспределения отчислений между работодателем и работником, а также ввести почасовую норму оплаты труда.
Провозглашенный нынешним правительством тезис о поднятии уровня оплаты труда на данный момент подкреплен только незначительным увеличением минимальной заработной платы (на 12%), предусмотренным в государственном бюджете-2007. Фактически это повышение будет съедено инфляцией, которую, по итогам текущего года, многие эксперты прогнозируют на уровне 10-12%. Впрочем, Кабмин уже наметил в этой сфере существенные изменения.
Выплачивать меньше, чтобы платить больше
Кардинально изменить ситуацию с выплатой заработной платы, по мнению чиновников правительства, должен в первую очередь поданный на рассмотрение Верховной Рады законопроект «О системе сборов и учета единого социального сбора на общеобязательное государственное социальное страхование». Главным его тезисом (причем активно поддерживаемым работодателями) является перераспределение взносов в фонды социального страхования между наемным работником и работодателем. Сегодня совокупный средневзвешенный взнос во все фонды соцстраха работодателя и наемного рабочего составляет 41%, из которых 37,5% платит работодатель и только 3,5% – работник. В данном законопроекте планируется уменьшение нагрузки на фонд оплаты труда для работодателя. При этом в правительстве ссылаются на мировой опыт, согласно которому зачастую эти взносы достигают пропорции 50 : 50%.
«В идеале мы предлагаем, чтобы работник платил около 12,4% и работодатель – 27,9%. Но такой механизм может начать работать только при условии одновременного повышения заработной платы наемному работнику с целью не допустить уменьшения зарплаты, которую он получал до внедрения такого взноса», – отмечает министр труда и социальной политики Михаил Папиев. Однако цифра в 27,9% взносов работодателя пока остается слишком оптимистичной. «Только к 2014 году правительство сможет снизить взносы работодателя до 29-30%», – уточнил «&» директор департамента по вопросам государственного регулирования заработной платы и условий труда Минтруда Александр Товстенко.
В бюджетном комитете Верховной Рады в прогнозах относительно принятия законов о перераспределении страховых взносов также осторожны. «Этот вопрос давно требует решения, особенно на фоне европейской практики, где пропорции взносов между работником и работодателем совсем иные. Но упомянутый законопроект должен пройти обсуждение в комитетах, поэтому его окончательное утверждение – вопрос не стоящий на повестке дня сейчас», – сообщил глава секретариата бюджетного комитета Верховной Рады Владимир Майстришин. Также, по его словам, сегодня сложно предположить, какие именно цифры будут фигурировать в окончательном документе. «Не думаю, что произойдут резкие изменения, скорее они будут носить постепенный характер», – пояснил он.
Перераспределение налоговой нагрузки между работодателем и наемным рабочим бизнес воспринимает в целом позитивно в отличие от профсоюзов, которые попросту не знают, как будут разъяснять работнику, что налог увеличится, а реальную зарплату поднимать работодатель вряд ли будет спешить. «Наша задача – убедить работодателей увеличить зарплату и провести соответствующие разъяснения профсоюзам по этому поводу», – отметил «&» Михаил Папиев.
Виртуальная заначка на старость
Упомянутые выше изменения – не единственные в планах Кабмина. Весьма значительного увеличения заработной платы (не на проценты, а в разы), по мнению чиновников из Минтруда, можно будет добиться благодаря внедрению следующей схемы, суть которой изложил Михаил Папиев: «Ставка работника повысится в несколько раз, но она не будет выдаваться ему на руки в полном объеме. Около 50% начисленной зарплаты перечислится в негосударственный пенсионный фонд, чтобы обеспечить старость работающему человеку».
Столь туманную перспективу обращения виртуальных денег более подробно объяснил «&» Александр Товстенко: «Работнику будет повышаться та часть зарплаты, которую он будет получать на руки, и та часть, которая начислена, но отложена в негосударственный пенсионный фонд. Такой опыт есть, например, у Словении, где определенную часть средств госбюджета направляют на повышение фактической зарплаты, а остальная часть перечисляется на дополнительное пенсионное обеспечение». По его словам, это достаточно выгодная накопительная схема: согласно действующему законодательству не облагаются налогом пенсионные вклады, не превышающие 15% годовой заработной платы работника или граничной суммы социальной льготы, которая в 2006 году составила 680 грн.
Однако эта схема после детального анализа и экспериментов может заработать не ранее 2008-2009 гг. и только для бюджетных организаций. «Полноценную работу НПФ могут начать для всех секторов сразу, ограничение их деятельности только госсектором не даст возможности рынку развиться. Плюс не выяснен еще механизм гарантий вкладов, эффективности вложений фондов», – отметил аналитик Бюро социальных и экономических исследований Валерий Гладких.
Час – деньги
Еще одним более реальным новшеством в сфере оплаты труда может стать принятие в этом году закона о минимальной почасовой оплате труда. «Хотя законодательно в Украине пока введена только минимальная ежемесячная сумма оплаты труда, нами подготовлен и внесен на рассмотрение парламента законопроект о фиксированной почасовой оплате. Размер почасовой оплаты будет начисляться в соответствии с минимальной заработной платой», – сообщил Александр Товстенко.
Принятие в действие этого закона коснется в первую очередь предприятий аграрного сектора, где задействованы сезонные работники, а также малого и среднего бизнеса, сферы услуг. Заместитель главы Всеукраинского союза сельхозпроизводителей Василий Ярошевец признает несомненную необходимость либерализации рынка сельхозтруда. «В сельском хозяйстве используется львиная доля сезонных работников, зарплата которых сегодня регламентируется только минимальной оплатой труда и желанием работодателя. Поэтому наемные работники, несомненно, воспримут данный закон позитивно», – отметил он. Однако эксперт предостерег, что для работодателя много будет значить именно величина минимальной ставки почасовой оплаты. Если она будет выше существующей сегодня, то товаропроизводителю придется в корне менять условия труда и регламентировать выработку, чтобы не допустить роста себестоимости продукции. «Хотя это технические вопросы, и их вполне можно решить в краткие сроки», – подытожил Василий Ярошевец.