Актуально: правовой аспект

Мечта акционера


Кабмин передал в парламент долгожданный проект закона «Об акционерных обществах», способный спровоцировать корпоративную революцию. Ключевыми вопросами, вокруг которых будет вестись наиболее оживленная дискуссия в парламенте, являются вопросы существования ЗАО, управления акционерными обществами и защиты прав акционеров.


Если данная инициатива будет поддержана парламентариями, то ЗАО больше не смогут создаваться, однако уже действующие акционерные общества указанного типа будут существовать и дальше. Вместе с тем предусматривается создание АО частного типа, которые по порядку размещения и отчуждения акций будут аналогичны ЗАО. Также предлагается существенно изменить структуру управления АО, расширив исключительные полномочия общего собрания акционеров и предусмотрев создание надзорного совета для принятия важнейших решений по текущим вопросам. Большое внимание в проекте уделено механизмам защиты интересов акционеров (в особенности – миноритарных).


Советы на миллион

Правительство определило Порядок использования в нынешнем году бюджетных средств, которые будут направлены на поддержку малого предпринимательства, утвержденный постановлением Кабмина №265. С одной стороны, забота государства о развитии малого бизнеса должна вселять определенную надежду, с другой же – можно сказать, что на какую-то ощутимую поддержку предпринимателям снова рассчитывать не приходится. Тем более что бюджет по поддержке малого предпринимательства составляет всего лишь 1,8 млн. грн., которые в основном должны быть направлены на организацию различных круглых столов и внедрение образовательных программ. Видимо, Кабмин исходит из постулатов: «знание – сила» и «кто владеет информацией, тот владеет миром», а в остальном – «помоги себе сам»…


Непаханое поле


Вопрос привлечения инвестиций в отечественную экономику традиционно сложен, поэтому правительство решает его настойчиво, придавая большое значение точному планированию. Свидетельством того служат очередные изменения, внесенные 1 марта в «План мер по выполнению Программы развития инвестиционной деятельности на 2002-2010 гг.». Идеи, зафиксированные в плане, подкупают широтой взгляда на проблему и верой в законодателя, ведь именно от Верховной Рады будет зависеть реализация большинства из них. Кстати, многие из предусмотренных мер касаются широкого круга лиц, далеких от инвестирования.



 


 


 


 


 


 


Предлагаемые меры по реализации программы носят весьма разнообразный характер, но наибольшее внимание уделяется земельным отношениям. Конкретные меры предусмотрены в сфере, близкой к инвестдеятельности, а именно функционирования технопарков, СЭЗ и ТПР. Стоит готовиться к тому, что результаты функционирования свободных экономических зон и территорий приоритетного развития подвергнутся анализу (за которым могут последовать и выводы).


Нотариальная агентура

Дебаты на тему, должен ли быть нотариус налоговым агентом при удостоверении договоров купли-продажи, продолжаются и по сей день. К ним решила подключиться и ГНАУ, изложив в письме №3200/7/17-0116 свою позицию касательно вхождения нотариусов в круг налоговой агентуры.


Так, в частности, отталкиваясь от Закона «О налоге с доходов физических лиц» (в редакции закона №3378-IV), ГНАУ делает акцент на том, что сумма налога с доходов физлиц при оформлении договоров купли-продажи должна уплачиваться продавцом до нотариального оформления соответствующего договора.


Нотариусы должны помнить, что копии платежных документов, на основании которых можно определить, что налог уплачен, необходимо прилагать к удостоверенным ими договорам, а оригинал квитанции об уплате налога – заверять печатью нотариуса. Далее налоговая администрация подсказывает, что в реестре нотариальных действий нотариус должен указать сумму уплаченного налога, дату и номер платежного документа.


ГНАУ считает, что налог должен уплачиваться в бюджет по месту расположения государственной нотариальной конторы (рабочего места частного нотариуса).

Залишити відповідь