При возникновении каких-либо трудностей в развитии компании ее сотрудников обычно отправляют на тренинги, если же сложности возникают в их личной жизни – то к психоаналитику. Хотя уже не один десяток лет существуют специалисты, способные одинаково эффективно решать как бизнесовые, так и личные проблемы – коучи.
С чем его едят
Английское слово coach переводится буквально: «тренер», «наставник» – тот, кто ведет к результату, к победе. Многие годы идеи коучинга развивались в мире спортивных достижений. Именно здесь были сформулированы его принципы: концентрация на своих возможностях, а не на прошлых ошибках; раскрытие потенциала человека для достижения им наилучших результатов. В конце прошлого века коучинг как практический метод пришел в бизнес.
В Украину коучинг пришел в 2002 году – именно тогда было основано Агентство организационного развития, одним из первых начавшее предлагать услуги коучинга на отечественном рынке. Со временем коучинг вошел в спектр услуг и многих тренинговых компаний. Однако несмотря на то, что прошло уже более пяти лет, данная услуга в Украине все еще мало востребованна. Одна из основных причин – отсутствие понимания сути ее методики.
Итак, в чем же состоит суть коучинга? «Потребность в коучинге возникает, когда клиент хочет добиться нового уровня в развития своей компании, но его личные стереотипы мышления или поведения мешают этому развитию. Задача коуча – помочь ему преодолеть эти стереотипы», – формулирует основные задачи коучинга директор Агентства организационного развития Петр Холявчук.
Правда, другие специалисты рассматривают коучинг более широко. Например, Марша Рейнольдс, экс-президент Международной федерации коучинга, президент консалтинговой компании Сovisioner, уверена, что коучинг не должен ограничиваться лишь потребностями бизнеса: коуч должен помогать решать не только деловые, но и личные проблемы клиента, то есть выступать одновременно и как бизнес-тренер, и как психоаналитик. Единственное, чего точно не должен делать коуч, это поучать, давать советы, основываясь на собственных знаниях. «Коучи помогают своим клиентам задавать правильные вопросы, находить ответы и в результате достигать своих целей. Они ведь не консультанты, которые подсказывают клиентам, что им делать», – считает Марша Рейнольдс. «Эти специалисты не должны опираться на свой жизненный опыт для того, чтобы «наставить клиента на путь истинный». Они продают не жизненный опыт и не мудрость. Их задача иная – помочь клиенту выработать в себе умение самостоятельно решать те или иные проблемы», – подтверждает ее слова Петр Холявчук.
Кто меня научит?
Несмотря на существование в спектре предложений тренинговых агентств так называемого персонального, или, как его еще называют, life коучинга, в Украине, по мнению Петра Холявчука, более актуален «деловой коучинг». Однако, как оказывается, при покупке данной услуги можно споткнуться о ряд «подводных камней», так как украинские агентства предлагают сейчас несколько подходов в коучинге, значительно отличающихся по методике и, соответственно – по результату.
По словам руководителя компании Европейские бизнес-технологии Зоряны Головатой, в Украине более распространен в коучинге американский подход. Это объясняется тем, что многие украинские коучи прошли профессиональную подготовку в американском Международном эриксоновском университете по методике, разработанной Мерилин Аткинсон. Американский подход подразумевает, что сотрудник должен быть подстроен под тот бизнес, который ведет его руководитель. Это значит, что человек либо подстраивается под бизнес, либо не работает в нем.
Этот подход максимально эффективен и дает отличные результаты, если компания развивается по американскому методу. Но в случае, когда компания в управлении использует европейский подход, внедрение агрессивного американского подхода приводит к финансовым потерям. «Поэтому я рекомендую руководителям, перед тем как выбирать коуча для своей компании, определиться с типом ее развития и выбрать необходимый подход», – говорит г-жа Головатая «Наша компания более склонна к британскому классическому коучингу, который заключается в раскрытии человеческого потенциала и совершенствовании профессиональных качеств, используемых сотрудником для развития бизнеса. В Украине эта технология только начинает развиваться. Многие руководители не обладают информацией о наличии двух подходов коучинга и воспринимают американский как единственно существующий, поэтому и существуют сложности с внедрением», – добавляет она.
Собственно, все вышесказанное – лишь очень общее и схематичное описание коучинга и его принципов. Как и все методики развития персонала, коучинг имеет целый ряд тонкостей, которые стоит учитывать при выборе подходов, количества коуч-сессий или метода общения с коучем (не стоит забывать, что коуч-сессии могут проводиться как при личной встрече, так и по телефону или Интернету). Но главное, что стоит знать потенциальному покупателю коучинга, это как не ошибиться с выбором тренера, чем стоит руководствоваться при этом. Выбор коуча – тема емкая и требующая тщательного рассмотрения. Поэтому «Комп&ньон.online» рассмотрит ее в следующих публикациях.