Несмотря на очевидные преимущества крупных и системных банков, небольшие финорганизации имеют свои, порой неочевидные, преимущества. Частному лицу в некоторых случаях может быть гораздо комфортнее воспользоваться отдельными услугами таких банков, нежели обращаться к лидерам рынка. И если большинство населения не решается доверить небольшим банкам свои сбережения, то серьезных причин воспользоваться их кредитными средствами либо комиссионными услугами нет.
Персональная гибкость
Среди наиболее очевидных преимуществ небольших банков эксперты называют гибкость условий и персональный подход к клиентам. «Прежде всего это гибкость условий предлагаемых клиентам, – рассказывает о достоинствах таких банков Виталий Дюжев, начальник управления маркетинга ОАО КБ «Южкомбанк». – К каждому клиенту мы подходим индивидуально, тщательно анализируем его потребности для того, чтобы предложить продукт, услугу или тариф, подходящие конкретному предприятию либо частному предпринимателю. Например, при регулярном осуществлении клиентом операций покупки-продажи иностранной валюты «Южкомбанк» может оперативно пересмотреть ставку комиссионного вознаграждения банка в сторону уменьшения». Эксперты рынка также отмечают, что небольшие банки могут предложить своим клиентам персонифицированное обслуживание. Это обусловлено тем, что в таких банках сотрудники знают своих клиентов достаточно хорошо. Знают их нужды (сегодняшние и могут прогнозировать завтрашние), между клиентами и сотрудниками банка устанавливаются доверительные партнерские отношения, клиент воочию видит и чувствует, как его ценят, как стараются. Для небольшого банка более характерна обходительность в обслуживании, а это одна из составляющих воспринимаемого качества банковских услуг.
Кроме того, небольшие банки, как правило, не имеют разветвленных сетей и соответственно их деятельность концентрируется в одном или двух регионах. Следовательно, они достаточно хорошо знакомы с особенностями местного рынка и, принимая во внимание гибкость, имеют возможность оперативно реагировать на любые изменения рыночной среды и пожеланий клиентов.
Также следует отметить то, что раз небольшие банки сумели успешно преодолеть череду экономических и политических кризисов в стране и продолжают работать, значит, они имеют достаточно преимуществ, позволяющих им занимать свои ниши.
Частный подход
Безусловно, несмотря на приведенные выше преимущества, небольшие банки не могут удовлетворить потребностей всех потенциальных клиентов. Впрочем, рядом услуг вполне можно воспользоваться именно в таких банках. Так, банкиры подчеркивают, что большинство предложений подобных финучреждений аналогичны предлагаемым крупными игроками. «До настоящего времени практически все потребности, которые возникали у наших постоянных клиентов, нами удовлетворялись», – отметил один из руководителей небольшого банка. Действительно, в ряде случаев небольшие банки могут отойти от стандартных схем, например, ипотечного кредитования, пойдя навстречу клиенту, чего, как правило, не могут себе позволить большинство крупных банков. А если они все же на это решаются, то это зачастую занимает слишком много времени.
Банкиры отмечают, что по сравнению со многими крупными учреждениями небольшие банки могут обеспечить более комфортное обслуживание в сфере расчетно-кассовых операций, зарплатных проектов, предоставления различных видов кредитов. По словам экспертов, банк может подобрать для сотрудников компаний-клиентов целый комплекс различных услуг и продуктов, которые учитывают специфику их условия труда, периодичность выдачи зарплат, сезонные потребности и многое другое.
«Не менее важным фактором, чем гибкость условий, для клиента является скорость принятия решений, – считает Виталий Дюжев. – Общеизвестно, что чем меньше структура, тем меньше в ней бюрократических процедур и соответственно быстрее принимаются необходимые решения. Например, максимальный срок рассмотрения заявки по всем кредитным продуктам в Южкомбанке сокращен до трех банковских дней». При этом он обращает внимание на то, что скорость принятия решений не должна идти вразрез с качеством предоставляемых услуг.
Ставки сделаны
Особенности работы небольших банков накладывают отпечаток на профиль их клиентов. Ими, как правило, являются те, для кого важны внимание к себе и своему бизнесу, бережное отношение к своему времени, возможность обсудить свои планы и перспективы со специалистами. Учитывая ограниченность небольших банков в ресурсах в случае если они не являются ярко выраженными карманными организациями, финучреждения больше сориентированы на малый и средний бизнес, розничные сегменты. «В 2007 году мы сделали ставку на розничный сегмент, малый и средний бизнес, – говорит Виталий Дюжев. – Поэтому портрет клиента нашего банка будет следующим: платежеспособный частный клиент либо частный предприниматель». Впрочем, он также отмечает, что несмотря на подобное смещение акцентов банк с успехом обслуживает и корпоративных клиентов.