Когда кажется, что все ниши уже заняты, наиболее правильно – сформировать собственную. Именно так поступили создатели международной сети винных магазинов Lavinia, которая недавно появилась и в Украине.
История сети винных магазинов Lavinia началась в Испании в 1998 г.
Как-то в дружеской беседе Тиерри Сервант и Паскаль Шевро (французы по происхождению) обратили внимание на то, что розничной продажей вина занимаются только супермаркеты и традиционные винные магазины-бутики. Но и одна и другая концепция имеют недостатки. Супермаркеты, которым принадлежит около 80% данного рынка, заинтересованы в продаже только уже хорошо известных, раскрученных марок вина. При этом у них нет возможности постоянно предоставлять покупателям шанс узнать новые вина.
Пробел в информации о продукции стараются восполнить винные бутики, но, как правило, потребителей, которые хорошо разбираются в вине, мало. Заходя в такие магазины, люди боятся показать свою необразованность. К тому же в небольших магазинах от чрезмерного внимания персонала к покупателям у последних возникает ощущение, что они просто обязаны там что-то купить.
Проанализировав ситуацию, французы приняли решение создать сеть магазинов, которая заняла бы нишу между супермаркетом и маленьким винным магазином.
Концептуальное уважение
Концепцию магазинов Lavinia формируют три составляющие: ассортимент, сервис и коммуникация.
В сети стараются представлять вина и другую алкогольную продукцию со всего мира, причем не только самые известные марки. Соответственно магазины должны быть достаточно большими, чтобы вместить весь необходимый ассортимент.
Несмотря на то что приобретение продукции в таком магазине больше похоже на самообслуживание, сервис все равно должен присутствовать. Профессиональный, но обязательно ненавязчивый. Важное место в концепции магазина занимает ресторан на его территории. Там посетители могут пробовать вина по магазинной цене.
В коммуникации сети с потребителями на первый план выведено «уважение к вину». «Уважают» вина прежде всего благодаря правильным условиям хранения.
Со скоростью франчайзинга
По задумке основателей, сеть быстро должна была стать международной. Первый и второй магазины Lavinia открылись в Испании, следующими пунктами стали Женева и Париж. Как говорят основатели, магазин в столице Франции дал сети «международную визуализацию».
Сейчас владельцы сети пришли к выводу, что наступило время развиваться более быстрыми темпами. Поэтому дальнейшее развитие предполагает использование системы франчайзинга. Первой «франчайзинговой ласточкой» стал киевский магазин – партнером сети в данном случае выступило СП «Марком» (дистрибьютор импортного алкоголя).
Украинский магазин идентичен европейским аналогам сети. Правда, он занимает территорию меньше французского «родственника» – около 350 кв. м, но вина из Франции, Испании и Италии подбирались комиссией французских сомелье. Также в магазине представлены вина из Молдовы, Грузии и Украины. Их подбором занимались местные сомелье, но французская сторона контролировала выбор, сделанный украинцами.
В ближайших планах «Маркома» – открытие еще одного магазина в Киеве. Также рассматривается возможность выхода в регионы. Как отмечает Илья Гринберг, глава компании «Марком», развитие подобных магазинов, причем не только этого, но и других розничных форматов, весьма перспективно. Ведь у нас пока немного даже традиционных винных бутиков, а вино продается, как правило, в супермаркетах.
Что касается владельцев сети, то перед ними сейчас стоит задача поиска партнеров в других странах Европы и Юго-Восточной Азии, где будет использована франчайзинговая схема.