Налоговая администрация намерена сделать создание микроклимата взаимного доверия между ГНАУ и налогоплательщиками основным акцентом разрабатываемой концепции реформирования системы налогообложения.
Налоговая администрация в текущем году готовится начать полномасштабную реформу налоговой системы, «черновой вариант» концепции которой был презентован в феврале текущего года. Своим видением некоторых аспектов данного процесса недавно поделился Анатолий Брезвин, глава Государственной налоговой администрации Украины, чье ведомство сейчас совместно с Минфином работает над усовершенствованием этого документа.
Протокол о намерениях
Напомним, что согласно основным тезисам реформы на первом ее этапе (в течение 2007 г.) предусмотрено усовершенствовать механизмы налогового стимулирования развития СЭЗ, территорий приоритетного развития и технопарков, разработать принципы кодификации налогового законодательства, создать и утвердить новую редакцию Налогового кодекса. Планируется также ввести апробации НДС-счетов, узаконить термин «налоговая льгота» и определить порядок ее начисления. Учет налоговых льгот планируется ввести в специальном фонде госбюджета – «налоговые расходы».
На втором этапе (2008-2012 гг.) – ввести в действие Налоговый кодекс, в частности, упростить систему администрирования налогов и сборов, адаптировать налоговое законодательство к требованиям Европейского Союза, либерализовать налоговую систему, реформировать таможенно-тарифное законодательство согласно международным договорам. На третьем и завершающем этапе (2013-2015 гг.) предусмотрено продолжить реформирование системы администрирования налогов и сборов, приведение налоговой системы Украины к стандартам ЕС.
Проект концепции выглядит пока несколько декларативно, так как содержит минимум цифр. Из всех налогов в проекте пока значится только ставка налога на недвижимость в размере 0,05-0,1% с постепенным ее повышением. Также присутствует фраза о поэтапном снижении налога на прибыль, но не указано, когда именно и на какой процент.
Такая декларативность не пугает Анатолия Брезвина. По его словам, разработка реформы займет немало времени, и на данном этапе к этому процессу привлечены не только чиновники, но и представители общественных организаций, эксперты в данной области. «Мы уже сейчас слышим критику по поводу наших предложений. Но я считаю это позитивным моментом: значит, процесс пошел, и он привлекает широкое внимание. Это служит залогом того, что мы в итоге будем иметь полноценный отработанный документ, который планируется представить в парламент до конца текущего года», – подчеркнул А. Брезвин. Впрочем, не все эксперты разделяют подобный оптимизм. К примеру, член бюджетного комитета Верховной Рады, депутат от партии БЮТ Юрий Трындюк отметил, что прохождение законопроекта в целом в парламенте будет затруднительным. «Оппозиция выступает против налоговых инициатив правительства, потому что, по нашему мнению, это косметический ремонт здания с прогнившим фундаментом. Предложенные меры отражают желание законодательно закрепить преференции определенных коммерческих структур, не реформируя налоговую политику в целом», – подчеркнул он. По его словам, даже при разбивке Налогового кодекса на несколько отдельных законопроектов оппозиция будет голосовать против них и в комитетах, и во время пленарных заседаний.
Прикладное налогообложение
Большую резвость в реформировании действующей системы налогообложения, в частности тезис о налоговых льготниках, не поддерживает и ряд экспертов. Как сказал «&» директор института экономического прогнозирования НАН Украины Валерий Геец, надо быть очень аккуратными в налоговых реформах. «Нужно скорее думать о том, куда и как мы даем льготы, как эффективнее обеспечивать администрирование, как соотносятся между собой местные и государственные налоги», – уточнил он. При этом саму налоговую нагрузку В. Геец не считает непомерной: она меньше, например, по сравнению с той, которая существует в странах-новых членах ЕС. Он не видит необходимости в ближайшем будущем менять ставки налогообложения.
Еще одно планируемое нововведение, которое озвучил А. Брезвин, – намерение Минфина и ГНАУ унифицировать налоговую и бухгалтерскую отчетность – финансисты полностью поддерживают. «Подавать документацию в двух видах и при различных расчетах прибыли не только неудобно, но и попросту бессмысленно. Необходима унификация этих видов отчетности и разработка целостной концепции реформирования налоговой системы, иначе точечные меры не будут иметь нужного эффекта», – уверена директор по экономике и финансам компании «Инсахарпром-К» Алла Малухина. При этом ряд экспертов отметили, что не верят в явную заинтересованность налоговиков в унификации отчетности. «Именно благодаря существующим сегодня расхождениям в отчетности у государства есть возможность собирать налоги на прибыль раньше, чем предприятия реально получают выручку от реализации. Не думаю, что они легко откажутся от такой возможности», – отметил «&» финансовый директор одной из FMCG-компаний. И хотя, согласно заявлению Анатолия Брезвина, «в ближайшее время этот вопрос будет урегулирован», что будет взято за эталон изменений, глава ГНАУ ответить затруднился.
Партия сказала: надо…
В целом глава ГНАУ полон оптимизма и уверен, что текущий год станет решающим в отношении реформирования системы налогообложения. Основным посылом разрабатываемого документа является намерение создать микроклимат взаимного доверия между ГНАУ и налогоплательщиками. Этого, по мнению налоговиков, можно будет добиться прозрачным и понятным налогообложением и администрированием НДС вследствие внедрения электронной отчетности. Дать возможность экономике полноценно развиваться будет призвана неизменность налогообложения.
Анатолий Брезвин: «Законодательное определение «фиктивной компании» дает возможность более эффективно бороться с минимизаторами налогообложения».
Впрочем, о снижении налогового бремени в обозримом будущем речь пока не идет, если учесть взятые правительством повышенные обязательства с 1 апреля нынешнего года. «Мы должны обеспечить увеличение поступлений в казну, это первоочередная наша цель», – отметил А. Брезвин. Методы, которыми в налоговой администрации намерены выполнить эту задачу, глава структуры пояснил достаточно четко: «Мы будем максимально эффективно бороться с минимизаторами, которые, по сути, уклоняются от уплаты налогов». Теперь в ГНАУ больше внимания намерены уделить «транзитным» и «фиктивным» предприятиям, которые являются инструментами минимизации налоговых обязательств, незаконного возмещения НДС и конвертации безналичных средств в наличные. «Нужно бороться не с причиной, а с теми, кто уклоняется от уплаты налогов как через занижение цены продукции, так и через завышение стоимости приобретенного сырья», – подчеркнул господин Брезвин. По словам налоговика, такие схемы реализуют в первую очередь крупные предприятия и организации, создаваемые специально для декларирования фиктивных оборотов и получения бюджетного возмещения НДС. Поэтому особых новшеств во взаимодействии с малым и средним бизнесом, как уточнил А. Брезвин, не будет.
Какими именно инструментами будут воздействовать на оптимизаторов налогов, глава ГНАУ пока не знает. «Законодательно мы на данный момент никак не можем воздействовать на плательщика, который при миллионной прибыли умудряется вместо 25% налога платить 5%, и пока нет законодательных инициатив в этом вопросе», – сетует А. Брезвин. Впрочем, сейчас ГНАУ нарабатывает методические материалы, чтобы законодательно определить понятие «фиктивная компания». По мнению А. Брезвина, во многом панацеей является срочное введение системы электронной отчетности (СЭО), которая позволит исключить излишнее общение между сотрудниками ГНАУ и налогоплательщиками, а также даст возможность более эффективно администрировать налоги. ГНАУ готова ввести СЭО уже с начала второго полугодия, чтобы налогоплательщики имели возможность до конца года полностью перейти на систему, по которой сейчас уже добровольно работают 22 тыс. предприятий.
По поводу введения спецсчетов для возврата НДС, который в качестве эксперимента предложило ввести Министерство финансов, глава ГНАУ настроен скептически. «Во-первых, такие спецсчета замораживают оборотные средства предприятий. Во-вторых, я не думаю, что это возможно сделать в определенных областях: оплата и возврат НДС может включать в себя большую цепочку плательщиков, находящихся в различных регионах. Я лично как налоговик такой возможности не вижу», – резюмировал А. Брезвин.