О времени и о себе
Любимец публики народный артист Алексей Баталов еще и прекрасный, умный, интеллигентный рассказчик. Цикл передач «Прогулки с Баталовым», показанный на российском канале ТВЦ, был удостоен премии в области документального кино «Лавровая ветвь». Когда передачу закрыли, а сам Баталов не появлялся ни в кино, ни в театре, ни на телевидении, зрители завалили своего кумира письмами. Им хотелось общения. В результате появился проект моноспектакля «О времени и о себе», который с аншлагом был представлен на сцене «Современника», а потом три года с успехом колесил по городам Америки, Израиля, Германии.
Ценность этого проекта в том, что Баталов – аутентичный свидетель Серебряного века: он общался с Анной Ахматовой, Борисом Пастернаком, помнит старожилов МХАТа им. Чехова и великих кинорежиссеров Ромма, Хейфица, у которых снимался. Вот об этом актер и вспоминает в своих монологах и всегда подчеркивает, что все эти люди создали его как личность, иначе он был бы совсем другим человеком. Причем, зрители узнают такие детали, которые можно услышать только от Баталова: «Анна Ахматова, хотя и сама всегда нуждалась, дала мне денег, чтобы я после армии оделся с головы до ног: у меня, кроме военной формы, ничего не было. А я взял и купил подержанный «Москвич», первую машину в своей жизни!».
Моноспектакль Алексея Баталова «О времени и о себе» можно посмотреть 24 марта на сцене Киевского театра оперетты.
Странные игры Виктюка
«В Греции ставили памятники не тем, кого любят, а тем, кто любит, – сказал Роман Виктюк и десять лет назад поставил свой лучший спектакль «Саломея», словно памятник Оскару Уайльду – человеку, который любил до последнего вздоха. Эту пьесу Уайльда о царевне Саломее, которая воспылала страстью к Иоанну-крестителю и, ради того чтобы получить его голову на блюде, оголенной сплясала танец с семью покрывалами, Виктюк превратил в умопомрачительный балет. Слова ему были даже не нужны. Мелодраматический сюжет неинтересен. Этим танцем в исполнении Дмитрия Бозина и других актеров театра, обладающих великолепными атлетическими телами, он затронул тему человеческого страха, принимаемого нами за воспитанность и мотивированную ею лживость, которую мы престали замечать. В мире есть лишь одно создание, знающее о существовании смерти, – человек. Именно этот страх и породил всю нашу «душевную жизнь», этику и эстетику. Преодоление великой растерянности страха и есть та высшая точка человеческого бытия, к которой относит нас концепция «Саломеи» Романа Виктюка. Он проявляет всю свою «нежно-звериную» силу, никого при этом не жалея. Данным спектаклем режиссер как бы говорит: «Ты лишен энергии, а тут – все: и мускулы, и пластика, и секс. Ты стар, а тут – энергия молодости. Так делай же что-то со своей старостью, проснись от ужаса!». Конечно, не все души доживают до конца в таком накале. Ну что ж, это мертвые души. Виктюк не марксист, чтобы заботиться о пролетариате. Все зависит от того, какой уровень жизни тебе предназначен, и если это «пиджачный» уровень, то найди в нем поэзию, сумей самовыразиться, потому что самое лучшее в жизни по Виктюку – быть органичным самому себе.
В конце спектакля на сцене погаснет свет и «прозвучит» последняя пауза. А когда свет вновь озарит сценическую площадку, появятся декорации, белый диван и стоящие в ряд красные стулья. На одном из них будет сидеть Роман Виктюк «в облачении паузы и пустоты». Он уже все сказал и теперь сидит и молча вглядывается в оцепенелый зал…
Спектакль «Саломея. Странные игры Оскара Уайльда» состоится 28 марта в Международном центре культуры и искусств в Киеве.