Прирученный андеграунд

Поиграв около года в автоквест, его основатели увидели бизнес-потенциал в собственном увлечении. Сегодня их предприятие стремительно растет, но уже через год публике нужно будет предложить что-то новое.


С тех пор как автоквест впервые появился в Киеве, прошло около пяти лет. Сегодня игра, суть которой состоит в поиске кодов, нарисованных краской на домах, с помощью интеллекта и автомобиля превратилась в модное развлечение среди любителей активного городского экстрима. И, судя по всему, предел ее популярности еще не достигнут.


В Украине существует несколько неформальных квест-сообществ, и только одно из них приобрело все необходимые признаки бизнес-структуры. Для того чтобы узнать, как это было сделано, «&» встретился с владельцем компании Pattern Ltd. Владиславом Резниковым и специалистом по новым впечатлениям спортивно-развлекательного клуба «Лопухи в поисках адреналина» Виталием Зориным.


Лопухи в поисках инноваций


«Когда автоквест еще не был так популярен в Киеве, нам было просто интересно в него играть, – рассказывает Владислав Резников. – Мы даже создали свою команду «Лопухи в поисках адреналина», названную в честь клуба, лидером которого является Виталий Зорин».


К тому времени партнеры уже несколько лет занимались организацией корпоративных мероприятий и активных развлечений. Да и сами они были не прочь активно и с умом поразвлечься. Виталий Зорин вспоминает о собственной карьере игрока с удовольствием: «Подход к игре был достаточно серьезный. В те времена на квест собирались, как на войну. Устраивались регулярные тренировки, на которых обсуждалась стратегия, тактика, распределялись роли и даже отрабатывалась техника перебрасывания друг друга через забор. Бывали времена, когда количество людей, игравших в команде (штаб и два экипажа), достигало 40 человек».


«Лопухи в поисках адреналина» активно отыграли около года, завоевав в течение этого времени все призы, какие только было возможно.


«Таким образом, получив огромное удовольствие от игры, мы увидели в ней бизнес-потенциал, – говорит Владислав Резников. – Некую инновацию в экшене, которая просто не раскручена. На тот момент игры были не масштабными – играло всего 10-15 команд».


Как закалялся квест


В 2003 году компания Владислава Резникова Pattern Ltd. сделала андеграундное развлечение под названием «Автоквест» легальным. Фактически это обозначало защиту интеллектуальной собственности, легализацию финансовых поступлений, информирование городских властей – ГАИ, РОВД и ГУВД о проведении игр. Участникам выдавались удостоверения и наклейки для автомобилей.


Чтобы сделать игру доступной для более широкой публики, формат пришлось изменить. В автоквест стали играть на одной машине, а задания немного упростили, поэтому наличие штаба стало необязательным. Квест перестал быть «войной». Для участия в игре достаточно было приехать домой после работы, переодеться и взять фонарик. Занимало это всего пару часов.







Сразу же начал работать и информационный ресурс – сайт, на котором публиковался текущий рейтинг команд; помещался календарь игр на полгода вперед. Важно то, что с самого начала неукоснительно придерживались объявленного расписания. У многих это вызывало приятное удивление. А у игроков появилась возможность загодя планировать свое личное время. К окончанию первого сезона 2003-2004 гг. в рейтинге насчитывалось 70 команд. Из них регулярно играли 20-25.


Тем временем в Киеве сформировалось еще несколько игр схожего формата, которые проводились на хорошем профессиональном уровне. Резников и Зорин убедили организаторов двух из них объединиться в единую систему. Благодаря этому количество участников во всех играх возросло (многие стали играть в несколько видов квеста), а игра начала приобретать узнаваемость среди широкой публики. Итог 2005 г. – 170 позиций в рейтинге и заинтересованность телевидения, которая вылилась в организацию съемок телепрограммы в формате квест «На свою голову» (канал ICTV) с ведущим Игорем Пелихом.


В текущем сезоне 2006-2007 гг. количество команд в рейтинге возросло до 225 (всего по Украине их 667 – это около 5000 участников), сыграно более 150 игр.


Это для тех, кому недостаточно просто смотреть


Вечер пятницы – идеальное время для автоквеста. По меньшей мере это неплохая возможность сбросить негативную энергию, накопленную в течение рабочей недели, и получить умеренную порцию адреналина. Такая перспектива оказалась привлекательной как для посетителей традиционных боулингов, казино, стриптиз-шоу, так и для тех, кто не принимает активное участие в клубной жизни. «Вряд ли мы конкурируем напрямую с клубной тусовкой, – говорит Владислав Резников. – Но и эта категория людей определенно старается разнообразить свой досуг с помощью автоквеста».


Большинство игроков – молодые люди от 18 до 30 лет (пиковый возраст – 25-27 лет). Нередки случаи, когда в корпоративных квестах участвует игроки, которым за сорок и даже за пятьдесят. Организаторы уверяют, что азарта в этом случае ничуть не меньше. Главное – психологически правильно написать сценарий.


«Наша задача – ставить людей в тупик каждым заданием, – рассказывает Владислав. – Решение приходит не сразу, поэтому можно себе представить удовольствие от преодоления трудностей. Это повышает самооценку человека».


Повышением самооценки в автоквеста занимаются самые разные люди – от автослесаря до топ-менеджера крупной компании. Автомобили-участники – от «жигулей» до «мерседесов» S-класса.


«Что самое главное – шансы у всех одинаковые, – отмечает Виталий Зорин. – Если у тебя правильно работают мозги, на чем ты приехал – не настолько важно».


Очерчивая психологический профиль игроков, Владислав Резников говорит, что определяющим является не доход, возраст или пол, а некий внутренний стержень: «Определенно, у нас играют ключевые персоны, имеющие активную жизненную позицию. Каждый из них имеет успех на своем месте и в своем кругу. Это люди, которым нужны не экстравагантные, а яркие жизненные события там, где они могут проявить себя, а не быть обыкновенным зрителем».


К серьезной игре и подход соответствующий


Уже после первого сезона перспективы бизнеса оказались настолько вдохновляющими, что в компании Pattern Ltd. был образован отдельный департамент, который занимался автоквестом. Сотрудников набирали из квестовской же среды – посторонний вряд ли мог достаточно быстро понять суть и специфику дела.


К началу 2007 г. компания имела 35 организаторов в регионах Украины. Поэтому одной из главных проблем, которую ей пришлось решать, стала стандартизация игр. Чтобы избежать возможных недоработок в сценариях, организаторы региональных игр в обязательном порядке стали согласовывать их с центральным офисом.


Для участия в игре достаточно приехать домой после работы, переодеться и взять фонарик.

По словам Владислава Резникова, компания в целом работает по стандарту организации системы качества ISO 9001-2000. В тех или иных проявлениях это видно и по автоквесту. Так, например, существует система двойного контроля. А все организаторы обязательно проходят тренинги в центральном офисе.


«На данный момент мы подошли к стандартной «болезни» быстрорастущих компаний, – говорит Владислав Резников. – Возможности имеются достаточно большие, но не хватает ресурсов (особенно человеческих) для их реализации. Поэтому сейчас у нас происходит очень быстрая реструктуризация, в результате которой выделятся самые крупные направления».


Среди наиболее перспективных из них – публичные игры, корпоративный квест и телевизионная версия игры.


Как сделать спонсору хорошо


Высокая технологичность квеста (автомобили, Интернет, мобильная связь, системы навигации и т. п.) делает телевизионную программу в таком формате достаточно привлекательной для широкого круга спонсоров. Разумеется, речь идет не о примитивном брендинге. Продуманный сценарий превращает игру в настоящий полигон для демонстрации возможностей продукта.


Последнее наверняка могут подтвердить представители компании Samsung Electronics, которая участвовала в телевизионном квест-проекте «На свою голову».


«Откровенно говоря, они были приятно удивлены тем, как эффективно можно преподнести информацию с помощью этого проекта, – говорит Виталий Зорин. – Люди просто испытывали удовольствие от чтения сценария». Например, придумывалась игровая ситуация, где участникам на мобильные телефоны поступало задание в виде графического изображения, которое невозможно было расшифровать прямо с экрана – слишком мелкие символы. Таким образом игрокам и телезрителю пришлось узнать, что у некоторых моделей телефонов Samsung есть функция передачи видеосигнала, и картинку или видеоролик можно просмотреть на обычном телевизоре.


Сначала боулинг, а потом квест


На рынке корпоративных развлечений автоквест – одна из перспективных новинок. Пользуются спросом квест-корпоративы с выездом за пределы города. HR-менеджеры довольны – уж в этом случае никто не убежит с мероприятия раньше времени, и тимбилдинг пройдет как надо.


Стало модным заказать проведение автоквеста за границей. Дополнительная драматургия плюс возможность узнать о стране гораздо больше, чем рассказывает гид, выглядит привлекательно. В Pattern Ltd. отмечают, что в этом деле есть свои особенности. Если в Турции и Египте запросто можно провести полноформатную игру, то в Европе – пока только спокойную культурно-историческую. Не привыкла еще местная полиция к публике с фонариками, рациями и GPS – могут принять за террористов.


«Почти все крупные IT-компании Украины уже поиграли в автоквест, – подытоживает Виталий Зорин. – Компании других направлений тоже начинают им интересоваться. В основном это крупные фирмы. Более мелкие пока предпочитают отдыхать и развлекаться, «сидя за столом». Но, я думаю, не стоит пытаться опережать события. Невозможно сразу из-за стола с закусками перейти на квест и получить удовольствие. Сначала необходимо пройти командообразующий «бег в мешках», потом боулинг. И вот после этого можно попробовать автоквест».


Что они станут делать, когда у них закончатся дома


По оценкам Pattern Ltd., на данный момент они контролируют около 60% рынка квестоподобных игр в Киеве и около 75% – по всей Украине. Каковы дальнейшие перспективы развития и что будет делать компания, когда произойдет насыщение?


«Мы не сомневаемся, что насыщение неминуемо, – говорит Виталий Зорин. – В Киеве можно насчитать с десяток игр, которые сегодня исчезли, потому что их организаторы действовали однотипно и прямолинейно. Мы прекрасно понимаем, что в нынешнем формате квест продержится еще максимум год. На начало 2008 г. у нас должно быть что-то новое».


Тривиальные признаки насыщения проявляются хотя бы в том, что сегодня в Киеве уже практически не осталось мест, которые не использовались бы в играх. Организаторы надеются на цикличность и через 2-3 сезона намерены вернуться к старым объектам, но уже с новыми задачами.


«Именно поэтому мы строим не бизнес под названием «автоквест», а платформу развлекательных мероприятий, – подытоживает Владислав Резников. – Самоэволюционируя, через 10-20 лет она также будет привлекать социально активных людей, предлагая модное на тот момент развлечение. Надеюсь, мы будем первыми, кто его придумает. Если нет, то сделаем это лучше, чем другие». 







Квесты всякие нужны


Интерес в Украине к автомобильному квесту набирает обороты и охватывает самые широкие социальные слои. Одна из новинок, которая ныне проходит апробацию – игра под названием «Гламурквест».


Владислав Резников: «Гламурквест задумывался как некая pre party – игра перед вечеринкой. Люди получают возможность занять себя чем-то интересным в пятницу вечером с 18.00 до 23.00. При этом события, которые происходят с участниками во время игры, автоматически превращаются в предмет обсуждения на той же вечеринке».


Дело в том, что обычный рейтинговый автоквест не всегда подходит по формату тем людям, для которых игра – больше отдых, чем спорт. Гламурный же квест проводится только в центре Киева, а в качестве контрольных точек используются развлекательные заведения. «В этой разновидности игры отсутствует так называемый грязный поиск в парках или на заброшенных стройках, – говорит Максим Багреев, директор компании Pattern Ltd. – Мы даже коды наносим не оранжевой краской, а розовым лаком с блестками. Со временем игра будет иметь две разновидности – «Рестквест» и статусный «Гламурквест» – дорогая игра для состоятельной публики».


Три источника материального «вдохновения»

Владислав Резников: «Структура нашего дохода формируется следующим образом: 2/5 – приносят платные публичные игры, 2/5 – корпоративные мероприятия, 1/5 – телевизионные съемки. Если бы не было одного из компонентов – либо публичных игр, либо корпоративов, ни о каком развитии не могло бы быть речи. Кроме того, доход приносит проведение тренингов, обязательных для лицензирования. Спонсорство в публичных играх приносит немного. Дополнительной статьей дохода может стать журнал, который мы скоро начнем выпускать. Но прибыльным в ближайшие полгода он вряд ли станет».

Залишити відповідь