Основатель компании Microsoft Билл Гейтс, в 1975 г. бросивший Гарвардский университет, по решению администрации вуза в июле 2007 г. получит-таки диплом как признание его заслуг.
Приобретения
TUI спасает бизнес укрупнением
TUI, крупнейший в Германии туристический оператор, договорился о слиянии со своим британским конкурентом First Choice Holidays. Правда, объединение не затронет направление водного транспорта и гостиничный бизнес TUI. 51% акций нового концерна TUI Travel будет принадлежать немецкой стороне, 49% – британской. Объединенная компания будет обслуживать ежегодно около 27 млн. клиентов в 20 странах.
На европейском рынке туризма TUI занимает первую позицию, First Choice – четвертую. К слиянию же немцев подтолкнули два основных фактора. Во-первых, стремление сохранить лидерство на рынке, которое было поставлено под вопрос объединением в феврале немецкого турагентства Thomas Cook и британского Mytravel. Их совокупный оборот в 2006 г. составил 12 млрд. евро. Теперь TUI и First Choice ушли в отрыв: в прошлом году суммарно они заработали 18 млрд. евро.
Во-вторых, необходимость компенсировать финансовые провалы 2006 г. За год операционная прибыль TUI сократилась на 70% (до 232 млн. евро), а убыток составил 847 млн. евро. К этому привели негативные результаты компании в сфере водного транспорта из-за понижения фрахтовых тарифов и повышения цен на нефть. Операционные убытки направления водных перевозок составили 106 млн. евро. В то же время успехи турбизнеса превзошли ожидания экспертов: операционная прибыль этого направления в 2006 г. увеличилась на 8% (до 394 млн. евро). В этом году совет директоров прогнозирует рост оборота данного подразделения на 7% (до 15 млрд. евро).
Аналитики уверены: немецкий концерн выбрал правильный объект для слияния. «Руководство First Choice умеет успешно вести бизнес. У этой компании самая лучшая репутация на рынке», – отметил Эггерт Кульс из банковского дома M. M. Warburg. Эффективной работе новых компаний будет способствовать и то, что TUI работает в сфере организации групповых туров, а First Choice – в секторе индивидуального туризма. Синергетический эффект от слияния достигнет 146 млн. евро в год.
ИНВЕСТИЦИИ
«ЕВРОСЕТЬ» В НОВОМ АМПЛУА
«Евросеть» начала работу в качестве виртуального оператора мобильной связи (MVNO), используя сеть сотовой компании СМАРТС. В течение месяца ритейлер начнет предоставлять мобильные услуги в Самарской области, а в дальнейшем, возможно, – по всей России и даже за ее пределами. По словам президента «Евросети» Элдара Разроева, у компании хватит мощностей, чтобы к концу года подключить несколько сотен тысяч абонентов. Сумма инвестиций в проект не раскрывается, известно лишь, что на запуск MVNO в федеральном масштабе потребуется около $20 млн.
«Нынешним шагом «Евросеть» хочет диверсифицировать бизнес в преддверии IPO и крепче привязать к себе клиентов», – говорит Э. Разроев. На большую прибыль от проекта ритейлер не рассчитывает: его рентабельность по EBITDA прогнозируется такой же, как у самой «Евросети», – около 7%. У операторов «большой тройки» (МТС, «Вымпелком» и «Мегафон») этот показатель достигает 50%, а у оператора-дискаунтера Tele2 – 27%. Кстати, первые два месяца «Евросеть» не планирует рекламировать операторские услуги, а только лишь тестировать проект.
Тарифы виртуального оператора будут конкурентоспособными, однако о сниженных ценах речь не идет. Главным источником прибыли «Евросети» станет мобильный контент. С wap-портала оператора абоненты смогут скачивать мультимедийный контент, оплачивая исключительно трафик. Им также представится возможность выкладывать свои видеофайлы на портал по типу популярного сервиса YouTube. «Евросеть» надеется раскрутить свой wap-портал к началу развертывания в стране 3G-сетей. Именно тогда, рассчитывает Э. Разроев, на дополнительные сервисы будет приходиться до 2/3 выручки операторов. (В апреле 2007 г. Россвязь определит, какие три компании получат лицензии на коммерческую эксплуатацию сетей 3G в России.)
Между тем отраслевые эксперты пока сомневаются в успехе проекта «Евросети». Причина тому – отсутствие поддержки операторов со стороны «большой тройки». Представители «Вымпелкома» уже заявили: лишнего трафика для продажи MVNO у лидеров российского мобильного рынка нет.
По оценкам Juniper Research, сегодня в мире насчитывается 93 млн. абонентов виртуальных операторов, а к 2012 г. их число вырастет до 352 млн. Совокупная выручка всех MVNO в 2006 г. составила $15 млрд.
Слияния
ABN на выданье
Barclays, третий по величине банк Великобритании, подтвердил, что ведет предварительные эксклюзивные переговоры по поводу слияния с крупнейшей финансовой корпорацией Голландии ABN Amro. Информации о сумме сделки пока нет, однако, по оценкам экспертов, британцы могут предложить до $80 млрд.
Если сделка состоится, она станет крупнейшим слиянием в финансовом секторе Европы. При этом объединенный банк станет вторым по величине в ЕC с активами в $155 млрд. и пятым в мире по капитализации. Количество его клиентов достигнет 47 млн.
Голландско-британский союз, по мнению экспертов, окажется более чем успешным. Каждый из банков обладает своим преимуществом: ABN прочно обосновался в Азии, имеет развитую филиальную сеть в Северной Америке, к тому же является одним из мировых лидеров в секторе управления наличностью. Главный его минус – слабое инвестиционное подразделение. У Barclays, в управлении которого находится $1,7 трлн. активов, сильное звено – инвестбанкинг.
Как пишет The Sunday Times, в готовящейся сделке британский банк пытается показать себя «белым рыцарем» для ABN. Последний уже в течение нескольких недель подвергается атаке со стороны ряда акционеров, требующих смены стратегии, вплоть до разделения на несколько компаний.
Впрочем, эксперты не исключают появления предложений от других финансово-кредитных институтов. Ходят слухи, что в ABN заинтересованы французские BNP Paribas и Societe Generale, испанские Santander и BBVA, а также голландская группа ING.
Кризис-менеджмент
Стратегия «никого лишнего» от Tiffany
Tiffany & Co., которая ради наращивания аудитории решила смягчить свою ценовую политику, теперь пытается вернуться к истокам. В 1970-х этот культовый ювелирный холдинг ввел в моду серебряные украшения, которые на то время стоили от $500. Однако в конце 1990-х, уловив растущий интерес среднего класса к серебряным украшениям, руководство решило создать более дешевую серебряную бижутерию. Выпущенная в 1997 г. коллекция Return to Tiffany с украшениями ценой $100 стала сенсацией. Благодаря ей продажи Tiffany в 1997-2002 гг. выросли на 67%, а доходы увеличились вдвое (до $189,9 млн.). Акции модного дома за 1999 г. подорожали на 500%, достигнув $44 за штуку. И хотя инвесторы были в восторге, топ-менеджеров стали беспокоить толпы покупателей в бутиках. Фокус-группы подтвердили опасения: представители целевой аудитории заявили, что Tiffany начинает у них ассоциироваться с недорогими ювелирными изделиями.
В 2002 г. Tiffany решила восстановить свой имидж производителя люксовых ювелирных изделий. Прежде всего было решено повысить цены на серебряные украшения на 20-30%. И уже к середине 2004 г. ажиотаж в бутиках стих, и в Tiffany отметили спад продаж изделий дешевле $500. Но из-за этого к концу 2004 г. акции компании подешевели на 40%. А по итогам 2005 г. прибыль компании упала на 16% (до $295 млн.).
Тогда Tiffany перешла ко второй части плана, направленного на возвращение солидной публики. Компания реконструировала магазины, отделив ценителей уникальных драгоценностей от покупателей дешевых изделий. Была выпущена и новая линия премиальных серебряных украшений. Стратегия оказалась успешной – в III квартале 2006 г. в американских магазинах Tiffany было зафиксировано рекордное количество сделок ценой от $50 тыс., а продажи выросли на 4%.
BNP Paribas к 2009 г. увеличит свой персонал в Китае на 50%. Французский банк имеет подразделения в 4 китайских городах.
Власть и бизнес
Шеф Total под прицелом правосудия
Кристоф де Маржери, глава крупнейшей во Франции нефтегазовой компании Total, был вызван на допрос по очередному делу о даче взяток ближневосточным чиновникам. Это уже второй вызов топ-менеджера к следователям за последние полгода. Дело в том, что в конце 1990-х он возглавлял подразделение Total на Ближнем Востоке, и именно тогда компания сумела заключить ряд перспективных контрактов. Но если в конце 2006 г. следователи вызывали де Маржери по делу о даче взяток при закупках иракской нефти в обход программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие», то сейчас речь идет о подкупе иранских чиновников при заключении контракта на разработку газового месторождения «Южный Парс» (вторую и третью очереди проекта Total реализует в консорциуме с малайзийской Petronas и «Газпромом»). В декабре 2006 г. было начато предварительное расследование, связанное с подозрительными счетами в швейцарских банках, принадлежащими одному выходцу из Ирана. Швейцарская прокуратура год назад заморозила эти счета и обратилась к французским коллегам за помощью. В Total были проведены обыски, однако никаких подробностей не сообщалось. Сейчас, похоже, дело решили реанимировать.
Между тем, пострадать за сотрудничество с Ираном может не только Total. Администрация Дж. Буша предупредила о санкциях англо-голландскую Shell, испанскую Repsol и малайзийскую SKS, а также правительства Китая, Индии, Пакистана и Малайзии – тех стран, компании которых заключали нефтегазовые контракты в Иране.