Пожалуй, никто еще не продавал морскую воду так дорого и в таком количестве, как Иван Айвазовский.
Иван Айвазовский – замечательный художник, потому что его хватает на всех. Написав за жизнь более шести тысяч картин, он до сих пор «удовлетворяет» как музеи, так и частных собирателей живописи. Первые имеют материал для интересных выставок, вторые – предмет искусства, за который можно жарко поторговаться где-нибудь на Sotheby’s или Christie’s, и под стук молотка обменять там свои преходящие миллионы на вечную красоту природных стихий.
В этом году исполняется 190 лет со дня его рождения и 85 – с момента основания киевского Музея русского искусства. Эти события решено было отметить выставкой, которая на несколько недель стала заметным событием в культурной жизни Киева.
Не сотвори кумира ни себе, ни другому
В числе экспонатов оказались работы из собственной коллекции, картины из других музеев Украины и десяток полотен из собраний частных коллекционеров. Всего более 50 артефактов (включая графику), которые, впрочем, не относятся к категории хрестоматийных.
«Именно этим интересна нынешняя экспозиция, – говорит директор киевского Музея русского искусства Юрий Вакуленко, – Насобирать шедевры для выставки было возможно, однако это довольно скучно. Вы оказываетесь в окружении картин, написанных великим художником, которые давно всем знакомы по репродукциям в школьных учебниках и журналах. Художник-идол неинтересен зрителю, поэтому мы хотели показать Айвазовского как живого человека, работы которого не всегда были ровными по качеству. Понятно, что, написав такое огромное количество полотен, он не мог все их сделать шедеврами. Но от этого Айвазовский не становится менее гениальным маринистом. Художник был востребованным и популярным, выполнял много работ на заказ: их не нужно было тщательно выписывать. На его творчество влияли и личные драмы. Узнавая об этом, зритель теплее относится к Айвазовскому. Учитывая все это, мы постарались сделать человечную выставку».
Вступайте в общество доноров
Безопасность доставки картин на выставку бескорыстно обеспечило спецподразделение «Титан». Финансовую поддержку оказала сеть ресторанов «Козырная карта». Такой формат помощи Юрий Вакуленко называет «донорством».
В музейных выставках все чаще появляются работы из частных коллекций. Это хороший признак.
«Люди очень достойно себя показали, – рассказывает он. – Откровенно говоря, они лишили нас многих проблем и сделали это очень тактично. Не могу назвать это спонсорством. Здесь никто не настаивал на вывешивании огромных баннеров и получении каких-либо пиар-дивидендов. Это очень отрадная тенденция. В результате сейчас мы с «Козырной картой» обсуждаем условия долгосрочного сотрудничества».
Предпосылкой для такого понимания со стороны компаний обычно служит то, что их руководители сами каким-то образом причастны к искусству. Например, поводом для знакомства Юрия Вакуленко с «Козырной картой» когда-то послужила реставрация произведений из частной коллекции. А президент группы компаний «ТАСК» (еще один крупный донор музея) коллекционирует экслибрисы.
Непреодолимая тяга к публичности
Большей частью картин художника (в том числе и самыми значительными) владеют музеи. Вероятно, сегодня в частных руках сосредоточено не более тысячи его полотен. Спрос на Айвазовского большой. В русских отделах ведущих мировых аукционов он – чемпион продаж. Например, двухметровая картина «Рыболовное судно», представленная сейчас на выставке, пару лет назад была куплена коллекционером на Christie’s почти за $2,5 млн.
Однако, кроме инвестиционной привлекательности, картины Айвазовского хороши сами по себе. В русском отделе Sotheby’s говорят, что русским и украинским покупателям нравятся картины с морем. «При этом они хотят не только владеть картинами лично, но и показывать их публике, – утверждает Юрий Вакуленко. – Любая частная систематическая коллекция тяготеет к публичности. И это хороший признак. Если человек не боится показать картины из своего собрания, значит, он уверен, что занимает правильное место в этой жизни».