Крах экономического материализма

Сегодня рыночную стоимость Часто определяют нематериальные активы. Выигрывает тот, кто умеет управлять ими и измерять их.


И нвестиции в станки – уже не главное. Экономика становится все более неосязаемой, нематериальные активы отвоевывают долю в рыночной стоимости компании. Именно поэтому понятие «гудвилл» становится таким весомым, а умение влиять на его величину – одним из важнейших.


10 триллионов, которые нельзя потрогать
Восемьдесят процентов – $10,3 трлн. Именно столько, по данным Ned David Research, занимают нематериальные активы в балансовой стоимости активов компаний, входящих в листинг S&P500. Из них около $2 трлн. cоставляют идентифицированные нематериальные активы, а $8,3 трлн. – неидентифицированные нематериальные активы. При этом динамика роста поражает: доля нематериального основного капитала удваивается каждые десять лет – с 1,6% в 1975 г. до 15,5% в 2005-м. Доля нематериальных активов, например, в телекоммуникациях, которая в 1975 г. примерно равнялась нулю, сегодня равна 79%. В США размер инвестиций в нематериальные активы сравнялся с инвестициями в материальные активы еще в 1992 г. Для мира в целом пропорции немного другие, нежели в американской экономике знаний, но эти тенденции характерны и для глобального рынка.


Высшее руководство многих западных компаний полностью отдает себе отчет в степени важности иллюзорных, на первый взгляд, ценностей. Согласно исследованию Accenture и Economist Intelligence Unit, 50% топ-менеджеров включают нематериальные активы в тройку наиболее значимых для бизнеса факторов, а 94% признают, что управление нематериальными активами важно для компании.


Но вот парадокс: при том, что все согласны с исключительной ролью гудвилла, на самом деле мало кто задумывается о необходимости его измерения. По данным того же исследования, только 5% топ-менеджеров заявляют, что в их компаниях действует система измерения и отслеживания всех активов, в то время как треть компаний вообще не практикуют измерение нематериальных активов и интеллектуального капитала. В таких условиях гудвилл для широкой бизнес-общественности до сих пор остается размытым и неоднозначным понятием.


Великий и загадочный гудвилл
Стоимость любого предприятия, рассматриваемого как единый имущественно-хозяйственный комплекс, отлична от совокупной стоимости его активов и пассивов. Иными словами, между стоимостью предприятия и совокупной стоимостью его чистых активов всегда есть разница. Она и называется «гудвилл» (от англ. goodwill – «доброе имя»).


Гудвилл является финансовым показателем, поэтому отождествлять его с нематериальными активами, например, брендом, репутацией, как это любят делать в Украине, некорректно. В бухгалтерском же смысле гудвилл – это разница между рыночной стоимостью компании и балансовой стоимостью ее активов.


Гудвиллу присущи определенные характеристики, важные для понимания термина: во-первых, это как правило позитивная величина. Если же она принимает негативное значение, то есть компанию хотят купить за меньшую сумму, чем стоимость ее активов, употребляется термин «бедвилл» (badwill). Этом совсем не означает, что у компании негативный имидж либо она убыточна, бедвилл всего лишь говорит о том, что доходность предприятия ниже рыночной.


Во-вторых, гудвилл – это нематериальный актив, который невозможно отделить от компании, а значит, и нельзя продать отдельно, как, например, торговую марку. В-третьих, он возникает только при определенных обстоятельствах. Это может быть продажа компании, когда в качестве рыночной стоимости выступает сумма, заплаченная покупателем, либо выход предприятия на биржу, и тогда рыночную стоимость определяет его капитализация.


Интеллект и коммуникабельность обязательны
С первого взглЯда кажетсЯ, что нематериальные активы включают десятки объектов, ударить сразу по всем фронтам невозможно. На самом деле многочисленные нематериальные активы, согласно методологии Европейской комиссии, объединяются всего в четыре группы: интеллектуальный капитал, капитал отношений, инновационный капитал, организационный капитал. Работа по этим направлениям может существенно увеличить стоимость компании.


Гудвилл – это нематериальный актив, который невозможно отделить от компании


Интеллектуальный капитал – определяющий в этой структуре, ведь в действительности именно от персонала компании зависят и отношения с клиентами, и количество инноваций, и организация в ней бизнес-процессов. Одна из самых инновационных компаний Google является также лучшим работодателем в мире, подтверждая принцип: чем успешнее компания развивает своих сотрудников, тем крепче ее позиция на рынке. Корпоративная культура и система управления знаниями как составляющие интеллектуального капитала также вносят свою лепту в рыночную стоимость компании.


Капитал отношений представляет собой внешний имидж компании. Это самая неосязаемая часть нематериальных активов, куда входят репутация и связи, в частности, с клиентами и деловыми партнерами.


Инновационный капитал можно представить и оценить в виде патентов, лицензий и новых продуктов. Во II квартале прошлого года прибыль Google в пику предсказаниям аналитиков выросла вдвое. Причина проста – вывод инновационных продуктов на рынок. Обратный случай: пару месяцев назад Microsoft пришлось выплатить полтора миллиарда долларов за нарушение патентного законодательства. Alcatel-Lucent, выступившая истцом в споре, убила сразу двух зайцев: заработала на своем инновационном капитале и улучшила репутацию. В некотором смысле даже почетно, когда такая звезда, как Microsoft, использует твои идеи.


Организационный капитал оценивает, насколько эффективно выстроены бизнес-процессы в компании. Традиционно при покупке фирмы принято учитывать «правильную» организационную структуру, наличие и эффективность программного обеспечения (например ERP-системы), а также систему дистрибуции.


В итоге получается, что все нематериальные активы компании прямо или косвенно влияют на ее рыночную стоимость. Поэтому переживать из-за того, что деньги, потраченные на тренинги для персонала, внедрение баз данных или развитие отношений с потребителями, не возвратятся, не стоит. В конце концов, куда еще тратить деньги в экономике знаний? 







Сколько стоят ваши нематериальные активы?
Для примера рассмотрим методику расчета стоимости нематериальных активов применительно к компании Intel.
1. Рассчитайте среднюю прибыль до налогообложения за последние три года. Для Intel это $9,5 млрд.
2. На основе балансового отчета определите среднюю стоимость материальных активов на конец года за этот же трехлетний период. В нашем случае она равна $37,6 млрд.
3. Посчитайте рентабельность активов (ROA), поделив прибыль на стоимость
материальных активов – 9,5 : 37,6 х 100 = 25%.
4. Определите среднюю по отрасли ROA. Для полупроводников это 11%.
5. Высчитайте избыточную ROA компании, умножив среднеотраслевую ROA на стоимость материальных активов – 0,11 х 37,6 = 4,14 млрд. Отнимите эту величину от прибыли – 9,5 – 4,14 = 5,36 млрд. Эта цифра показывает, насколько больше Intel зарабатывает на активах, чем среднестатистический производитель чипов.
6. Заплатите налоги. Умножьте среднюю налоговую ставку за три года (для Intel это 34%) на избыточную ROA. Отнимите полученный результат от ROA, чтобы получить чистую премию за нематериальные факторы – 5,36 х (1 – 0,34) = 3,53 млрд.
7. Рассчитайте чистую приведенную стоимость данной премии. Разделите сумму премии на соответствующую ставку дисконта для вашего бизнеса. Взяв, например, ставку в 10%, получим
3,53 : 0,1 = 35,3 млрд. – стоимость нематериальных активов компании Intel.
Получается, что стоимость нематериальных активов у Intel практически равна стоимости физических. Значит, она настолько же важна для бизнеса. Заметим, что данная сумма не является величиной гудвилла для компании Intel.
Источник: Ben McClure, The Hidden Value Of Intangibles.

Залишити відповідь