Две недели назад, в статье «Тренер для бизнеса» «Комп&ньоН.online» рассказал о достаточно новой для Украины методике развития персонала – коучинге. Но если с целями и инструментами коучинга все более менее понятно, то кто такие сами коучи и как выбрать своего тренера для бизнеса и не ошибиться — разобраться весьма непросто. Ниже мы постараемся дать несколько ориентиров, которые помогут выбрать профессионального коуча.
Как и любой новый рынок, рынок коучинг-услуг все еще достаточно хаотичен. Это касается как ценовой политики (стоимость коуч-сессии может варьироваться от $30 до $100), так и подготовки специалистов, работающих на этом рынке. «Увлечение этим методом привело к появлению наспех обученных «специалистов», которые не оправдывают ожиданий клиентов», – сетует американский бизнес-консультант, один из создателей метода в бизнесе Джон Уитмор. Сам термин «коуч» оставляет неопределенным уровень образования и подготовки специалиста, которому мы можем доверять свою жизнь, работу, карьеру, отношения с другими. Есть высокий риск того, что работая с коучем, мы можем услышать советы человека, сделанные только на основе его собственного жизненного опыта.
Кто такой коуч?
Для того, что бы ответить на вопрос, кто такой коуч следует еще раз вернуться к самому понятию коучинга. Коучинг – это методика, синтезировавшая лучшее из психологии, спортивной психологии, менеджмента, финансов, философии эволюционного развития, и направленная на достижение максимального прогресса клиентов. Соответственно, коучами зачастую выступают либо профессиональные психологи, либо бывшие (а порой и практикующие) бизнесмены.
«В Украине услуги коучинга оказывают или люди вышедшие из бизнес-среды (бывшие топ-менеджеры, сотрудники консалтинговых компаний) или профессиональные психологи, пришедшие в коучинг, в связи с тем, что слово «коучинг» гораздо более «благозвучно» для слуха клиента, нежели «психологическое консультирование» или, тем более, «психотерапия». Продавать «коучинг» значительно проще, чем продавать «психологическое консультирование»», – так описывает портрет коуча директор Агентства организационного развития Петр Холявчук.
Впрочем, на Западе перечень компетенций коучей оценивают значительно шире. Так, Марша Рейнольдс, известный коуч и экс-президент Международной федерации коучинга, президент консалтинговой компании Сovisioner, считает что список профессий, из которых коучинг рекрутируют специалистов, значительно шире. По ее словам, среди коучей можно встретить консультантов, терапевтов, бизнес – тренеров, HR–специалистов, менеджеров всех направлений, спортивных тренеров, юристов, аудиторов, бухгалтеров, владельцев бизнеса, инженеров и даже министров и дирижеров (пример — знаменитый Бенджамин Зандер).
Итак, коуч это человек минимум с одним высшим образованием, чаще всего – психологическим. Второе образование коуча зависит от его специализации. Если, например, коуч хочет работать с руководителями, менеджерами — ему нужно знать основы менеджмента, терминологию, читать соответствующую литературу, газеты, отслеживать новости. Словом, ему нужно понимать своего клиента, говорить на его языке. В свою очередь, часто основное образование помогает выбрать узкую специализацию в коучинге, например коучинг в маркетинге, в проектах; или коучинг в семейных отношениях и так далее.
Доверяй, но проверяй
С «обобщенным портретом» коуча все более-менее понятно. Но, допустим, вы ищите тренера для топ-менеджера компании, и перед вами – человек с психологическим и экономическим образованием, степенью MBA и рядом других познаний. Однако свидетельствует ли перечень дипломов о том, что общение с этим человеком будет действительно полезно для руководителя и его дела? Абсолютно нет. Ведь, по словам Петра Холявчука, задача коуча – не в том, что бы поделиться опытом и передать свои знания. «Его задача иная – помочь клиенту выработать в себе умение самостоятельно решать те или иные проблемы. Поэтому количество прожитых коучем лет, его образование и жизненный опыт, хотя и играют определённую роль, однако не являются необходимым условием эффективности коучинга», – утверждает г-н Холявчук. Итак, как правильно выбрать коуча? Прежде всего, нужно ясно понять – возможно, вам нужен не коуч, а лишь бизнес-тренер, который обучит вас тем или иным навыкам и умениям. Не стоит также останавливать свой выбор только на одном специалисте. Встретьтесь с тремя коучами: узнайте об их образовании, образовании в коучинге, опыте в их предыдущей деятельности, личных достижениях. Попросите объяснить или показать, как они работают (некоторые коучи проводят бесплатную демо-сессию). Узнайте, где они обучались коучингу, какой у них сертификат, какая организация их сертифицировала. Стоит попросить их рекомендательные письма: от компаний – заказчиков и клиентов, а также поговорите с их позволения с их клиентами. Дальше уже играет роль индивидуальное отношение — кто-то выберет самого комфортного коуча, а кто-то – создающего вызовы.
Кроме того, стоит поинтересоваться сертификатом коуча. Самая высшая сертификация коучей проводится в ICF – Международной Федерации Коучинга, которая объединяет более 9600 профессионалов во всем мире. Стандарты и критерии для сертификации в этой организации были разработаны в соответствии с 11 компетенциями Коучинга. Так существует 3 уровня сертификации в ICF /МФК: АСС (ассоциированный сертифицированный коуч) – 60 часов обучения и 100 часов реальных коуч-сессий; РСС (профессиональный сертифицированный коуч) – 125 часов обучения, 750 часов реальных коуч-сессий; МСС (мастер сертифицированный коуч) – 200 часов обучения, 2500 часов реальных коуч-сессий.
Все сертификаты выдаются на 3 года, с последующим подтверждением. Стоит помнить, что различные школы коучинга выдают свои сертификаты или удостоверения. Но лучше выбирать школы, аккредитованные в ICF , поскольку требования к ним также являются прозрачными и с ними можно ознакомиться на специализированных сайтах.