Интеллектуальная собственность в виде торговых марок и технологических ноу-хау является не только прибыльным активом компании, но и одним из уязвимых мест в бизнесе.
Приход всемирно известной кофейной торговой марки Starbucks в Россию весной 2006 г. превратился из стратегического освоения нового рынка в дело чести. Причиной тому послужил предприимчивый юрист Сергей Зуйков, зарегистрировавший в 2002 г. ООО «Starbucks», правда, не с целью варить кофе, а желая продать американцам их же ноу-хау за $600 тыс. После длительной тяжбы Российская патентная палата выдала американцам разрешение на развитие своего бизнеса в стране. Этот и многие другие примеры демонстрируют, что даже самые крупные и известные компании рано или поздно сталкиваются с необходимостью защиты собственных торговых марок.
Эксперты отмечают существование высокой степени риска в случае работы с известными брендами. Ведь существует опасность потратить деньги на раскрутку в том числе чужой торговой марки. Здесь достаточно вспомнить конфликт между компанией IDS и миргородским заводом продтоваров «Калинка» вокруг минеральной воды «Миргородская»: руководство IDS акцентировало внимание на миллионах долларов, инвестированных в наладку производства воды, и обвинило завод «Калинка» в незаконном использовании названия «Миргородская №2».
Каким образом ваша компания защищает объекты интеллектуальной собственности?
Ярослав Колесник, председатель правления коммерческого банка «Форум»: – Около шести лет назад мы юридически защитили свою интеллектуальную собственность и получили соответствующие документы. Но вследствие слабой структурированности и цивилизованности рынка время от времени возникают казусы. Например, запатентованный нами лозунг «Нам довіряють» нередко применяется другими банками в разных модификациях. Действительно, понятие доверия является ключевым в работе предприятий этой отрасли, поэтому у многих появляется соблазн его использовать.
Валерий Лановенко, генеральный директор представительства Microsoft в Украине: – В нашем бизнесе возникают ситуации, когда технологии создаются независимо друг от друга разными компаниями, и вопрос заключается лишь в том, кто быстрее зарегистрирует разработку. К примеру, за год компания Microsoft подает 5000 заявок на регистрацию инноваций. Однако и в наших продуктах присутствует большое количество разработок, зарегистрированных другими производителями. В итоге с каждой копии Windows компании приходится отчислять им определенные платежи.
Виктор Брусков, начальник юридического отдела IDS Group (ТМ «Миргородская», «Моршинская» и др.): – На сегодняшний день судебная защита интеллектуальной собственности является наиболее эффективным способом защиты при нарушении прав. В то же время необходимо отметить ряд моментов, негативно влияющих на данный вид защиты, например, существенные затраты на ведение судебного процесса. В нашей практике было несколько случаев проведения экспертиз на протяжении года и больше. Следовательно, производители, инициирующие судебные разбирательства, помимо временных затрат, несут бремя оплаты судебных издержек, а предприятие, выпускающее схожую продукцию, от этого только выигрывает.
|