Андрей Охлопков «Детское времЯ» истекло

Период мальчишеских амбиций в бизнесе уже прошел, и условия игры будут диктовать прагматичные «выросшие» украинские бизнесмены.


Андрей Охлопков, создавал свою компанию «Союз-Виктан» в условиях периода дикого накопления капитала. Теперь водочный бренд SV входит в мировую пятерку крупнейших алкогольных производителей. Компания имеет представительства в России, Европе, США и готовится к выходу на IPO.


Почему вы стали заниматься именно водочным бизнесом? В начале 1990-х это был, мягко говоря, Дикий Запад…
В конце 1980 – начале 1990-х, когда активно развивалась кооперативная деятельность, мы с партнерами пробовали себя в разных сферах – кооперативы по производству зеркал, стройматериалов. Но так как Крым исторически является винодельческим регионом, мы организовали продажи крымских вин по Украине, Беларуси и России. Потом начали работать и с водкой, а через время основной акцент сместился именно на нее. Дело в том, что вплоть до 1996 г. для торговли водкой существовали уникальные условия – по договору о свободной торговле между Россией и Украиной с украинского производителя не взимались налоги при ввозе товара, а внутреннее украинское законодательство не взимало с экспортеров НДС и освобождало от уплаты акцизного сбора. С 1994 г. по 1996-й мы работали в этих условиях – призводили и экспортировали водку в Россию, и этого времени хватило для накопления опыта и средств для организации собственного производства, чтобы избежать реалий того Дикого Запада, о котором вы сказали. Сначала мы размещали производство на сторонних предприятиях, а потом у нас появилась финансовая возможность на арендованных площадях под Севастополем построить свой первый небольшой завод.


Стратегия компании реализовывалась по определенному плану или менялась в зависимости от ситуации и личных целей?
Если говорить о стратегии нашего развития, то она скорее напоминала растущее дерево: в зависимости от темпов и результатов роста появлялись новые планы, новые направления, хотя все это было подчинено единой идее – предложить рынку уникальный качественный продукт. Стратегия не может быть подвержена каким-то сиюминутным кардинальным изменениям, хотя все время расширялся спектр деятельности. Важно, чтобы стратегия развития компании была четко сформулирована и правильно понята руководителями компании, а далее необходимо сконцентрировать усилия на ее реализации. Стратегия – это основная идея, которая определяет развитие бизнеса. Сначала мы были водочной компанией, концентрировались только на производстве водки, потом создали алкогольную компанию – и в нашем ассортименте появились слабоалкогольные напитки, коньяк, вина. Для нас было стратегически важно стать крупнейшим алкогольным оператором российского рынка. Следствием стало начало производства продукции под нашей маркой в подмосковной Рузе. Потому что в России, как и в Украине, всегда будут отдавать предпочтение своей водке – такова ментальность. В перспективе нельзя оставаться импортером, если ставится цель претендовать на лидерство на российском рынке.


На сегодняшний момент у вашей компании появились иностранные инвесторы. Как вы объясняете им свою стратегию, они во всем согласны с вашим видением ситуации, темпами развития?
Инвесторы увидели наши успехи, посмотрели, как реализуется наша стратегия развития бизнеса. Именно поэтому они поверили в нас, поэтому они появились у компании «Союз-Виктан».


Сам факт появления иностранных совладельцев компании – для вас этот процесс прошел безболезненно? Инвестиционные фонды отмечают психологическую неподготовленность украинских владельцев отдавать часть своего детища…
В появлении инвесторов, на мой взгляд, нет никакой особенной проблемы, если правильно настроиться и принять эти перемены. Новые люди в компании помогают получить свежие знания, необходимый опыт в работе на международных рынках. И уже с учетом их опыта, советов, видения глобальной ситуации руководством компании принимаются более взвешенные решения, соответственно задаются новые этапы развития по международным эталонам.


Каким образом вы собирали свою команду? Как она формировалась – это друзья, единомышленники, приглашенные специалисты?
С 1994 г. по сегодняшний день в компании работают люди, ее основавшие. Они являются фундаментом, на который можно опереться. Мы развивали компанию и росли вместе с ней. Знания, необходимые для ведения бизнеса, приобретались нами на ходу. Зато сегодня я могу уверенно сказать, что костяк компании – это высококлассные специалисты. После того как компания исчерпала внутренний ресурс, с учетом очень высокой динамики роста мы пришли к этапу найма профессионалов со стороны – чтобы быстро и эффективно усилить нашу команду.


Принимая человека на работу, откровенно говоря, в диплом смотрю редко: главное  – это опыт работы и профессионализм. При этом важно, чтобы люди были способны работать в команде, поскольку не всегда совместная работа высококлассных специалистов дает позитивный результат.


Как вы подбираете этих специалистов – предпочитаете переманивать у конкурентов, выращивать внутри компании?
Лучший руководитель, на мой взгляд, – это тот, который вырос в компании. Он в большей степени предан ей, давшей ему возможность стать высококлассным специалистом. Также пользуемся услугами специализированных агентств, которые могут подобрать специалиста с учетом профессиональных и личностных качеств.


Но остаются ли они лояльными к самой компании? С учетом дефицита профессионалов высокого уровня на украинском рынке труда нельзя быть уверенным, что лояльность будет сохранена.
Лояльность зависит от грамотной мотивации сотрудника. Во-первых, компания должна предоставить возможность для профессиональной самореализации, а во-вторых, достойно оценить и вознаградить за хорошо сделанную работу. И тогда у профессионала появляется общее ощущение комфорта от рабочего процесса.


Каким образом вы формируете команду сотрудников, работающих в представительствах компании в других странах?
Когда мы создавали российское представительство, там начали работу люди, проверенные в условиях нашего рынка, привыкшие работать в жестких условиях. Отправляли мы этих сотрудников в Россию без особых опасений. Их задача была – создать плацдарм и сформировать коллектив из российских специалистов. Теперь, по прошествии нескольких лет, в России уже сложилась команда сограждан, не первый год работающих в нашей компании. Украинские сотрудники, по сути, свою миссию там выполнили – создали основу для развития компании на чужом рынке, который теперь уже становится для нас своим. Подход был изначально выбран правильно: российские специалисты на своем рынке более эффективны – тут и лучшее понимание менталитета, и понимание процессов, которые происходят в стране и на рынке.


В США мы сразу создавали команду из местных специалистов – коренных американцев, поскольку существуют кардинальные отличия славянского и американского менталитета. Команда создавалась по принципу наличия отраслевого профессионализма. Генеральный директор компании SV USA Марк МакКитан раньше возглавлял продажи в компании Allied Domecq – крупной алкогольной компании, бренды которой были недавно приобретены Diageo и Pernod Ricard. Другими словами, команда создана из местных профессионалов, отработавших на рынке много лет. Конечно, в американском офисе работают и наши отечественные специалисты, которые передают американцам идеологию и принципы работы нашей компании, а также улучшают общий процесс коммуникации.


Сейчас рынок водки значительно изменился по сравнению с периодом становления. В чем для вас заключаются основные изменения?
Рынок стал более прозрачным благодаря тем усилиям, которые были предприняты в 2001-2005 годах. Основные операторы сегодня проповедуют философию легального прозрачного рынка, но для полной легализации необходимо еще много работать. И, конечно же, сейчас рынок более конкурентен, чем на этапе становления.


Также большие изменения произошли в коммуникациях между топ-менеджментом различных компаний. Амбиции отошли на второй план, нам во многих вопросах приходится действовать сообща, находить точки соприкосновения, чтобы двигать рынок в сторону развития, менять его психологию, способствовать его максимальной легализации.
 
Насколько острота конкуренции в Украине будет сохраняться?
Жесткая конкуренция, безусловно, сохранится. На этом фоне будет идти процесс консолидации рынка – с него окончательно уйдут мелкие компании, которые попросту не выдержат накала маркетинговых страстей. Украина проходит путь, уже пройденный многими цивилизованными странами. Я думаю, это только к лучшему – отечественные компании становятся более жизнеспособными, что подтверждается лояльностью потребителей и стремительно расширяющейся географией продаж украинских товаров.


Как будут себя чувствовать украинские компании после вступления страны в ВТО? Ведь расширится предложение спиртных напитков, и отечественные марки могут быть вытеснены западными конкурентами…
Именно благодаря тому, что украинский водочный рынок уже четко структурирован и потребитель выбрал для себя отечественную продукцию, не думаю, что у западных коллег есть высокие шансы перераспределить рынок. Присутствовать на полках они будут, но до передела рынка дело не дойдет. Мы, как и наши украинские конкуренты, уверены в лояльности наших покупателей. Это показывает время и наш опыт работы на рынке. Плюс традиции, ментальность – я не представляю, что украинец будет пить китайскую водку или саке постоянно, разве что из любопытства. Поэтому мы не ожидаем особенных сюрпризов и не планируем вносить в свой маркетинг связанные с этим существенные коррективы.
 
Вы сказали о маркетинге. На мой взгляд, в нем водочные компании не слишком часто используют действительно оригинальные ходы – это традиционное спонсорство спорта, в ряде случаев – кинопремьеры, театральные сезоны для сегмента водки премиум.
Вы говорите о технике, в этом смысле в маркетинге вообще немного возможных вариантов. Но все дело в их комбинации и в том, каким образом это будет донесено до потребителя. Важна эмоция, подача информации, идея. А хорошие идеи очень часто витают в воздухе – нужно просто брать их и воплощать в реальные проекты. Кроме того, маркетинг – это не только реклама, но и большой набор разных инструментов, которые вместе создают то или иное отношение потребителя к марке или компании.


Более десятка лет вы занимаетесь бизнесом. Как вам удается отвлечься от него, есть ли у вас хобби?
Бизнес – мое хобби, я в определенном смысле трудоголик, потому что люблю свое дело. А отвлечься от вопросов бизнеса мне помогает только семья, дом. Там я себя чувствую наиболее спокойно. Для отдыха мне не нужен экстрим. Водочный бизнес достаточно экстремален и дает возможность получить весь спектр эмоций.








Блиц
Увлечение хоккеем – откуда оно у вас?
Осталось со времен звездного советского хоккея. Именно с тех пор я с большим интересом слежу за этой игрой, чем и объясняется наше спонсорство таких турниров. Но это не только результат моего личного интереса – такое спонсорство довольно эффективно при продвижении бренда.


Вам часто везло в жизни?
Мне постоянно везет в жизни. Не могу, конечно, назвать себя везунчиком, однако и жаловаться на судьбу не стану.


В споре вас легко убедить?
В споре меня можно убедить умными и справедливыми аргументами. Но при этом вступаю в спор только с людьми, которые могут привести эти аргументы. В противном случае, я полагаю, спор не имеет смысла.


Если обнаруживается нечестная игра по отношению к вам или компании, как вы реагируете?
При нечестной игре стараюсь не поддаваться на провокации оппонентов, думаю, что это правильная тактика поведения. И уже в спокойном состоянии духа принимаю решение относительно последующих действий.


Какие недостатки вы готовы простить человеку?
Готов простить ошибку, если человек в свою очередь готов ее исправить и знает, как это сделать. От ошибок не застрахован никто, главное – осознать ошибку и стремиться не повторять ее.


Видите ли вы себя в роли своеобразного рантье, живущего на дивиденды?
Не вижу себя в такой роли. Это слишком спокойная жизнь, я уже привык к экстриму, и отказаться от этого будет трудно. Хотя часто думаю о спокойной и размеренной жизни, однако знаю, что это только мечты.


Чем вы руководствуетесь в случае выбора между журавлем в небе и синицей в руках?
Предпочитаю держать синицу в руках, но при этом ставлю силки и засматриваюсь на журавля в небе.







Сам себе работодатель
Андрей Охлопков, председатель совета директоров группы компаний «Союз-Виктан».
Родился 6 мая 1966 года в г. Конотопе (Сумская область).
В 1996 г. окончил факультет «Экономика и менеджмент» Крымского экономического института природоохранного и курортного строительства. В 2000 г. – Межрегиональную академию управления персоналом по специальности «международная экономика и управление персоналом».
Карьера – с 1990 г. все руководящие должности создавал себе сам, организовывая новые предприятия. Создал компанию «Союз-Виктан» в 1994 г.
Семейное положение – женат, трое детей.
Главное увлечение – работа, хобби – горные лыжи.


Компания «Союз-Виктан» основана в 1994 г. в Украине. Сегодня ее заводы расположены в России и Украине: в городах Симферополь и Коктебель (АРК), в городах Руза и Лыткарино (Московская область).
В ассортименте продукции, выпускаемой заводами компании, – более 50 наименований. Среди них водка SV – классическая и особая, водка Medoff, «Мерная», коньяки и вина под ТМ «Коктебель», производимые из собственного крымского винограда. Кроме того, ассортимент продукции компании включает слабоалкогольный негазированный коктейль «Лонгер», лечебно-столовую минеральную воду «Неаполис» и др.
Продукция компании реализуется в 35 странах. Стратегическими направлениями для нее являются США и Россия – главные потребители крепкого алкоголя в мире. «Союз-Виктан» – единственная алкогольная компания из стран СНГ, которая имеет представительство в США и два собственных завода в России.
В течение 2006 г. группа компаний «Союз-Виктан» произвела 11309,43 тыс. дал ликероводочной продукции. Оборот компании в 2005 г. составил $420 млн., а в 2006 г. – $580 млн.

Залишити відповідь