Конкуренция на рынке платежных карт толкает банки на улучшение своих сервисов. Наличие широкого охвата страны своими банкоматами – одно из конкурентных преимуществ.
Качество, да не то
Председатель правления Укрсоцбанка Борис Тимонькин считает, что с точки зрения внедрения современных технологий обслуживания клиентов украинские банки развиваются фантастическими темпами. «Мы развиваемся очень динамично, просто фантастическими темпами. Уже через несколько лет обслуживание в украинских банках ничем не будет отличаться от качества услуг ведущих европейских финучреждений», — заявил он. В качестве примера банкир привел динамику развития рынка платежных карт в Украине. По его словам, сегодня отечественные банки уже эмитировали более 35 млн. карт международных платежных систем, а через 2 – 3 года карточными услугами будут активно пользоваться все категории населения. Впрочем, следует отметить, что эмиссия в 35 млн. карт отнюдь не означает, что 35 млн. украинцев пользуются картами.
Вместе с тем, ни для кого не секрет, что количество платежных карт никак не связано с качеством обслуживания по ним. Помимо сервисов, предлагаемых украинскими банками, скорости обслуживания, еще одним показателем удобства пользования картами является количество банкоматов и всевозможных устройств самообслуживания, а также развитие систем Интернет и мобильного банкинга.
«Не так давно я был в Брюсселе. В самом центре этой европейской столицы мне пришлось около 40 минут потратить на поиски банкомата. Их оказалось невозможно найти на улице, они стоят в банках, причем не у фасадов зданий, а в крытых зонах, – жалуется Борис Тимонькин. – А теперь сравните эту картину с центром Киева, где банкоматы можно увидеть едва ли не на каждом углу». Впрочем, такая ситуация объясняется отнюдь не большей развитостью украинского рынка платежных карт и технологичностью отечественных банков. Причина в другом: на Западе более распространены безналичные расчеты, а операции по снятию наличных там являются скорее исключением. В Украине же их доля составляет не более 5% от объема всех операций по платежным картам. Кроме того, насыщенность отечественного рынка банкоматами значительно уступает западноевропейскому, где в среднем приходится около 700 банкоматов на миллион населения. В Украине же эта цифра лишь приближается к 300 банкоматам. А отсутствие в Брюсселе нескольких банкоматов на 10 кв. м., чем славится центр Киева, помимо популярности безналичных расчетов, также объясняется более равномерным распределением банкоматных сетей по всей территории той же Бельгии.
Кто не с нами – тот против нас
Так уж исторически сложилось, что банки заполняли своими банкоматами преимущественно крупные города. Да и то, как правило, их центр. Однако с ростом эмиссии карт, ростом конкуренции, им приходится все чаще обращать свое внимание на регионы, а также спальные районы крупных городов. Стараясь решить вопрос насыщенности, финучреждения пошли путем объединения своих банкоматных сетей. Такой ход позволяет добиться как повышения лояльности клиентов к банкам-участникам путем снижения тарифов за снятие денежных средств в любом банкомате объединенной сети, так и снижения платы за проведение транзакции при расчетах между банками-участниками. Еще одним преимуществом является сокращение издержек на инвестиции в развитие банкоматной сети, снижение себестоимости ее обслуживания. «Для банка это замечательная возможность, не делая дополнительных инвестиций в развитие банкоматной сети, а также ее поддержки, предлагать своим клиентам сеть в 6-10 раз, а в некоторых случаях и в 50 раз больше чем собственная», – рассказывает Андрей Аушев, исполнительный директор «Украинского процессингового центра» (УПЦ). В силу того, что банкоматы разных банков зачастую расположены в различных регионах, такое объединение позволяет их клиентам получить доступ к своим картсчетам по льготным тарифам. Таким образом, у них отпадает необходимость в поиске своего банка. Достаточно лишь найти банк-партнер. Понимая это ряд банков, работающих через УПЦ, которые не имеют больших сетей, объединили свои банкоматы, создав сеть «АТМоСфера».
Один в поле воин
Впрочем, не все банки идут на такие объединения. Игорь Гиленко, президент Надра Банка, отметил, что на сегодняшний день не видит целесообразности в объединении своей банкоматной сети с сетями других банков. «На сегодня у нас не подписаны соглашения ни с одним банком», – подчеркнул он. В то же время, он не отрицает факта возможного объединения сетей в случае, если условия подобного сотрудничества будут интересны банку. «Об этом нужно думать банкам с небольшими сетями, т.к. это вопрос выживания», – говорит он. Для других крупных банков, обладающих широкой банкоматной сетью преимущества объединения пока также довольно сомнительны. Банки, пожелавшие объединиться, например, с ПриватБанком и Райффайзен Банком Аваль, имеющих, по данным ЕМА, сети около 3500 и 1900 банкоматов соответственно, должны будут предложить им сверхинтересные условия. Понимая это, некоторые банки, обладающие немалыми сетями, но несоизмеримыми с сетями лидеров, начали объединяться между собой. Объединенная сеть банкоматов Укрсоцбанка, ПУМба, Укргазбанка и их партнеров, а также Правэкс-Банка, уже, по данным Укрсоцбанка, является второй по величине в Украине.
Недавно процессинговый центр Евронет, обслуживающий УниКредит Банк, заявил о создании единой сети банкоматов, работающих в его системе. И хотя число таких банкоматов слишком мало, подобный шаг лишь знаменует развитие существующей тенденции, направленной, в том числе, на повышение удобства клиентов.