Поколения китайских художников стремились к органическому единству поэзии, живописи, каллиграфии и граверного искусства
Всем известно, что ядром коллекции Музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко является художественное наследие его основателей. Но фонды музея постоянно пополнялись благодаря пожертвованиям многих частных коллекционеров. Так, по завещанию друга Ханенко, петербургского мецената Щавинского, в киевский музей передали около 200 бесценных картин фламандской и голландской живописных школ. В 1959-60 гг. в музей поступила одна из богатейших и известнейших в Европе коллекций китайской живописи, которая насчитывает 357 предметов. 183 из них принесены в дар владелицей, бывшей киевлянкой Таисией Жаспар, а остальные были приобретены у нее Министерством культуры СССР. Коллекция изначально принадлежала мужу Т. Жаспар – Андре Жаспару (кузену Шарля де Голля), работавшему консулом в отделе французской концессии в Шанхае в 1928-48 гг. Собиралась она путем покупок на аукционах, выставках, у антикваров, некоторые картины были подарены их авторами. По свидетельству Т. Жаспар, вещи приобретались в основном в Шанхае, Пекине, Ханчжоу, Сучжоу, на Тайване, в Корее, а также в Японии (Токио и Нагасаки). Несколько работ были приобретены позже во Франции. Свитки реставрировались и монтировались в мастерских Шанхая.
Выставка, посвященная одному из крупнейших доноров музея, оживляет высказывание древнего китайского философа:
«Те, кто не забывают прошлое, являются хозяевами будущего».
Около 400 свитков китайской живописи, которые составили одну из самых ценных частей Восточного фонда музея, – действительно царский подарок семьи Жаспар.
Много раз Андре Жаспар высказывал пожелание, чтобы после его смерти коллекция не была разорена или распродана частным лицам, и она сохранилась. Сейчас есть возможность соприкоснуться с оригиналами китайских мастеров IX-XII веков и копиями произведений «золотой эпохи» высочайшего качества, поскольку выполнялись они с подлинников. В коллекции Жаспар представлены «двойники» работ известного мастера «бамбуков» У Чженя (XIII век), «короля художников» своего времени Ван Хуэя (XVII век) и гениальных Ся Гуя и Ли Тана (XI-XII веков).
Обязательными атрибутами картин китайских художников являются написанные автором название картины, стихотворное сопровождение и печать, удостоверяющая личность автора. Стихотворная надпись призвана как бы дополнить образное содержание картины, сделать все произведение гармоничным. Красный цвет печати, контрастируя с фоном картины, придает ей особый нюанс, делает ее законченной. Живописцы не просто стремились показать всю красоту животного и растительного мира, но и аллегорически передать какое-то символическое значение. Художники отдавали предпочтение сливовому дереву (особенно в период цветения), орхидее, бамбуку, хризантеме, считая эти растения олицетворением благородных качеств человека. Были и конкретные аллегории. Так, к примеру, сосна олицетворяет долголетие, цветы сливы – умение стойко переносить невзгоды, цветы пионов – богатство и роскошь, бамбук – непреодолимость и моральную стойкость. Имея в виду ту или иную символику, художники стремились передать конкретную нравственную позицию либо пожелание, то есть картины на тему «цветы и птицы» почти всегда наполнены скрытым смыслом. Если присмотреться, очень часто на китайских полотнах художники оставляют намеренные пустоты. Они делают это, позволяя человеку додумать картину или содержание, скрытое в ней, самому, согласно своему индивидуальному восприятию мира. Но не только жанр «цветы и птицы» несет в своих произведениях скрытый нравственный смысл. Им наполнены все произведения китайских живописцев, вся восточная культура, тот таинственный мир, к которому сейчас многие стремятся приобщиться.
Классическая китайская живопись из коллекции семьи Жаспар представлена в Музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко до 1 мая.