Чехов видит всех
За Калягиным еще со времен фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино» закрепилась слава чеховского актера, который даже молчит по-чеховски
Художник понял замысел режиссера – дать в «Лицах» только Чехова.
Иногда кажетсЯ, что Александр Калягин пришел в этот мир исключительно для того, чтобы сыграть Чехова. В мире чеховских «маленьких людей» он донельзя свой человек. На сцене он не то что говорит – молчит по-чеховски. Просто стоит, сидит, ходит, смотрит, а мы кожей чувствуем: в самую глубину каждого из нас нацелен его взгляд.
«Иностранцы этого не понимают, – признается сам Калягин, который имеет опыт преподавания за рубежом. – И французы, и англичане с удовольствием играют в чеховских пьесах. Но проникнуть в трагедию трех сестер, понять драму Иванова, вникнуть в суть гибели вишневого сада они не могут. Как в самом деле объяснить положение, при котором человек может все и одновременно ничего не может, имеет огромные богатства и в то же время нищ?.. Понять сие может только русский человек, потому как сам живет в этом состоянии». Во всех разговорах о Чехове Калягин подчеркивает профессию любимого писателя: «Доктор Чехов блестяще ставил диагнозы и безошибочно прописывал методы исцеления. Поэтому вывод – читайте Чехова!»
…На сцене, задрапированной в черное, – огромных размеров пенсне, надо полагать, самого писателя. В стеклах очков отражаются картинки жизни, писателем же сделанные. Когда очередной рассказ «Лиц» заканчивается и зал погружается во тьму, прожектор выхватывает пенсне из мрака, и оно начинает медленно раскачиваться в такт знакомому и волнующему вальсу Миллера «Осенний сон». Можно предположить, что таким образом нам напоминают о способности чеховского пенсне и сегодня видеть все и всех, в том числе и сидящих в зрительном зале. А можно ничего не предполагать, а просто восхититься изящным решением художника спектакля Виктора Дургина. Одно определенно: художник понял замысел режиссера – дать в «Лицах» только Чехова. И ничего от себя. Режиссер спектакля сам Калягин. Два актера (Александр Калягин и Владимир Симонов) играют пять рассказов: «На чужбине», «Психопаты», «Канитель», «Злоумышленник» и «Дипломат». Рассказы хрестоматийные и только юмористического содержания. Выбор сделан с умыслом: чтобы зритель (нынешний!) не заскучал, наблюдая себя сквозь «неуютное» чеховское пенсне. Публика не скучает – зал смеется над «Лицами» (над собой?) беспрестанно и от души. Спектакль всегда идет с аншлагами.
Гастроли московского театра Et Cetera со спектаклем «Лица» по А. Чехову пройдут 24-25 апреля в Киеве на сцене Национального театра им. Франко.
Виктюк открывает свои тайны
Любой зритель сможет сам задать вопрос мастеру эпатажа и получить на него ответ
Творческий вечер Романа Виктюка «Роман со скандалом» состоится 14 апреля в Киевском театре оперетты.
Имя этого режиссера давно стало брендом и знаковым понятием. В 1980-е Роман Виктюк потряс публику своими постановками «М. Баттерфляй» и «Служанки», совершив переворот в театральной режиссуре. С тех пор Роман Виктюк «звучит» на весь мир.
Впрочем, отношение зрителей к творчеству Виктюка далеко не однозначно. Его спектакли вызывают в равной степени восхищение и отвращение, любовь и ненависть, понимание и полнейшее неприятие. Золотой середины здесь нет. Эпатаж и вызов, которые критика склонна приписывать постановкам Виктюка, часто переносят на самого режиссера, тогда как Роман Григорьевич гораздо проще и в то же время глубже, чем тот образ, который складывается из его многочисленных интервью.
Впервые за несколько десятков лет Роман Виктюк готов к открытой встрече с киевской публикой, чтобы приподнять завесу над своим творчеством, которое запечатлело на пленку массу знакомых лиц. Вы также увидите на сцене Ефима Шифрина, Бориса Гребенщикова, Дмитрия Бозина, Александра Филиппенко, Юлию Рутберг.