Рецепт эффективного франчайзинга
Несмотря на юридическую сложность запуска франшизного проекта в Украине, его участники все же могут грамотно составить документы и успешно развивать совместный бизнес.
Впоследние годы франчайзинг как способ развития бизнеса приобретает все большую популярность. По данным Международной ассоциации франчайзинга, сейчас в мире насчитывается 16,5 тыс. франчайзеров с более чем 1,2 млн. франчайзи, а оборот франшизных сетей составляет $1,4 трлн. Украина в этом плане также демонстрирует положительную динамику (подробнее см. «&» №11 за текущий год). И это неудивительно, ведь такого рода проекты позволяют его участникам синхронно развиваться за счет друг друга.
Гюльчатай, покажи личико!
В украинском законодательстве само понятие «франчайзинг» отсутствует. Его заменяет термин «коммерческая концессия», и то прописанный разве что в Хозяйственном и Гражданском кодексах. В последнем говорится, что по договору коммерческой концессии франчайзер обязуется за плату предоставить франчайзи право пользования в соответствии с его требованиями комплексом принадлежащих франчайзеру прав с целью выпуска и (или) продажи товара, и (или) предоставления услуг.
Договор коммерческой концессии составляется в письменном виде и не подлежит обязательному нотариальному заверению. Но отечественное законодательство предусматривает обязательную регистрацию договора в органах, зарегистрировавших франчайзера в качестве юридического лица (на практике это местные администрации). Или в органах, где был зарегистрирован франчайзи, если его франчайзер является иностранной компанией. Парадоксально вот что: хотя норма о регистрации действует уже четвертый год, порядок ее до сих пор не определен, и местные администрации не уполномочены регистрировать данный вид договоров. В такой ситуации юристы указывают на риски, связанные с отсутствием регистрации договора, вплоть до признания его незаключенным.
К счастью, нормы Гражданского и Хозяйственного кодексов Украины, регулирующие коммерческую концессию, являются вполне благоприятными для франчайзи. Несмотря на это, он (будучи зачастую мелким и средним предпринимателем) все же недостаточно защищен на правовом уровне. За рубежом франчайзи обычно получает определенные права в силу закона еще на стадии принятия решения о покупке франшизы. Эти права, в частности, распространяются на получение полных сведений о франшизе. При этом иностранное законодательство очень подробно определяет информацию, которую франчайзер обязуется предоставить франчайзи. Сокрытие необходимых данных или предоставление ложных может иметь для франчайзера крайне негативные последствия, включая расторжение договора франчайзинга и финансовые санкции. Украинскому законодательству пока далеко до таких новаций. Франчайзинг (или коммерческую концессию) оно рассматривает скорее как обычные договорные взаимоотношения сторон, игнорируя тот факт, что франшизные отношения стимулируют развитие малого и среднего бизнеса, что требует законодательной поддержки.
В связи с этим желательно в договоре указывать, какая именно информация была предоставлена франчайзи для принятия им решения о покупке франшизы. Если впоследствии окажется, что франшиза не дает ожидаемого дохода из-за искаженности первичных данных, франчайзи сможет в судебном порядке расторгнуть договор.
Контракт. Почти брачный
Прежде Чем приступить к составлению франчайзинговых документов, необходимо разобраться, чего именно стороны ожидают друг от друга, посредством какого законодательства следует регулировать ту или иную часть бизнеса, а также решить, что стоит включать в договор. Желательно детально прописывать все сферы сотрудничества: в случае конфликта именно договор будет первым помощником.
Договор коммерческой концессии может быть заключен как на определенный срок, так и бессрочно. Законодатель предоставляет каждой стороне право расторгнуть бессрочный договор в любое время при условии, что она уведомит партнера не позднее, чем за шесть месяцев до предполагаемого расторжения. Но если стороны желают обезопасить себя от последствий незапланированного разрыва, можно прописать более длительный срок для уведомления (вплоть до нескольких лет).
Есть еще одна норма: если договор был заключен на определенный срок и франчайзи правильно исполнял все его условия, он имеет право заключить аналогичное соглашение на длительный срок с тем же франчайзером. Как долго действует это правило, к сожалению, законодательство не определяет. Отсюда вывод: франчайзи будет всегда иметь преимущественное право на заключение договора на следующий срок.
Если договор заключается между украинским и иностранным лицом, то его можно подчинять иностранному праву. Это позволит сторонам уйти от тех положений нашего законодательства, которые для них невыгодны. Но при этом важно выяснить, не содержит ли зарубежное право еще более невыгодных норм (скажем, оно может предоставлять дополнительную защиту для франчайзи, что не всегда выгодно франчайзерам).
Учитывая, что нынешнее украинское законодательство содержит массу невыгодных для франчайзера положений, зачастую эффективнее оформлять франшизные отношения путем заключения комплекта различных договоров, каждый из которых будет призван урегулировать тот или иной элемент франшизных отношений. Это могут быть лицензионные договоры, договоры поставки, лизинга и др. Такой способ оформления отношений используется также в тех случаях, когда со стороны франчайзера выступает ряд фирм, каждая из которых обеспечивает тот или иной элемент франчайзинга. При структурировании франчайзинга путем заключения нескольких договоров необходимо особо тщательно согласовывать их условия между собой (особенно те, которые касаются последствий нарушения договоров и их прекращения).
В то же время в отечественном законодательстве обозначены условия обязательного прекращения действия договора коммерческой концессии, независимо от того, прописано это в конкретном договоре или нет. Одно из таких условий – прекращение принадлежащего франчайзеру права на торговую марку без аналогичной замены. Также договор автоматически прекращается, если одна из его сторон признана банкротом. Конечно, в договоре можно предусмотреть и дополнительные основания для его прекращения (к примеру, нарушение договора или снижение франчайзи качества продукции). Но, учитывая, что франчайзинг – скорее многолетнее сотрудничество, чем разовая сделка, желательно прописывать нормы о расторжении так, чтобы они давали сторонам время и возможность помириться и продолжать совместное дело.
Фамильные ценности
Обязательной составлЯющей любого франчайзинга является передача прав интеллектуальной собственности. Как правило, передается торговая марка, уже завоевавшая репутацию и лояльность потребителей. Часто также передаются права на ноу-хау, патенты и т. д. Связано это с тем, что задача франчайзи – не только обеспечить выпуск товаров или предоставление услуг под товарным знаком франчайзера, но и гарантировать их качество, что возможно лишь при строгом соблюдении разработанных франчайзером и испытанных временем процедур.
Хотя при производстве товаров и предоставлении услуг франчайзи полностью полагается на «рецепты» своего партнера, законодательство устанавливает особые правила ответственности франчайзера за некачественную продукцию. (Причем произведенную как им самим и проданную франчайзи, так и произведенную франчайзи по технологиям, которые ему передал франчайзер по договору коммерческой концессии.) Эти нормы скорее направлены на защиту прав потребителей. Так, если качество продукции франшизной сети или оказываемых ею услуг не соответствует необходимому уровню, потребитель вправе предъявить претензии сначала франчайзи. Если он не отреагирует должным образом, потребитель вправе обратиться за возмещением к франчайзеру. Такое же невыгодное положение для франчайзера содержится и в отношении продукции, которую выпускает франчайзи. Если она оказалась некачественной, то выявивший это потребитель будет иметь право обратиться как к франчайзи, так и к франчайзеру. Эта норма стимулирует франчайзера устанавливать жесткий контроль качества продукции, выпускаемой франчайзи.
Законодательство содержит еще ряд нюансов, на которые франчайзеру стоит обратить внимание. Во-первых, франчайзер не имеет права ни определять цену товаров, которые реализует франчайзи, ни устанавливать ценовой диапазон. Во-вторых, франчайзи имеет право продавать продукцию и оказывать услуги в пользу любого клиента, который к нему обратится. Поэтому договором коммерческой концессии невозможно обязать франчайзи работать либо с определенной категорией покупателей, либо на определенной территории.