Доступность и расширение функциональности банковских продуктов и услуг имеют не только положительные, но и отрицательные моменты. Особенно для состоятельных клиентов.
Золото дешевеет…
Еще каких-то пять лет назад наличие у человека карты типа Gold позволяло стороннему наблюдателю более-менее точно определить его статус. Держателю же «золота» – ненавязчиво продемонстрировать его окружающим, подчеркнуть свое положение. Сегодня же ситуация далеко не так однозначна. Присутствие золотой карты в бумажнике у человека не говорит ровным счетом ни о чем. Вслед за золотыми картами появились другие, более престижные продукты. В то же время, банки начали смягчать требования к клиентам, которые желают открыть золотые карты. Это открыло дорогу к золотым картам широкому слою клиентов. Правопреемницей золотых карт стали карты класса Platinum. Вчерашние владельцы «золота» уже «пересели» на «платину». Сергей Равняго, в прошлом вице-президент Visa International, директор представительства Visa в Украине, отмечает, что «девальвация» началась достаточно давно за пределами Украины. Причем, она будет продолжаться и дальше. «Сегодня получить, например, «золотую» карточку почти в любой стране Западной Европы совсем просто. Ими владеют десятки миллионов людей. Таким образом «золото» стало менее престижным. Появилась «платина». «Платина» стала более распространенной, – появились суперпремиальные продукты (например, Visa Infinite), – делает экскурс в историю г-н Равняго. – Ответ вы уже угадали – будут появляться все более премиальные продукты».
…но может быть дороже платины
По настоящему эксклюзивными и наиболее элитными картами, на сегодняшний день, несомненно, являются Visa Infinite и MasterCard World Signia. Данные карты предоставляют клиенту самый высокий уровень обслуживания и наиболее широкий набор услуг из всех существующих карт платежных систем Visa и MasterCard. Они являются показателем состоятельности, узнаваемости ее владельца как принадлежности к очень узкому элитарному кругу богатых и знаменитых.
Особняком стоят карты платежной системы American Express. И хотя уровень ведущих карт этой системы (например, American Express Centurion) не уступает аналогам Visa и MasterCard, они не получили должного распространения и популярности в Украине. Это связано в первую очередь со сложностями открытия таких карт, зачастую необходимостью размещения клиентом депозита в сумме предоставляемого кредита по карте, а также достаточно ограниченных возможностей ее использования внутри страны.
Однако банкиры предостерегают, что визуальные различия между теми же золотыми и платиновыми картами, ни коим образом не влияют на объем и качество услуг, которые предлагаются банком вместе с ними. К примеру, хотя та же Visa Gold формально и уступает по статусу Platinum, но банк может предложить ряд услуг своим клиентам – держателям такой карты, которые будут не менее, а иногда и более эксклюзивными и полезными для них, чем соответствующие программы по Platinum.
Приватные карты
Понимая, что свободный доступ клиентов со средними доходами к золотым, а порой и платиновым картам не оставляет преимуществ пользования подобными продуктами для VIP-клиентов, банки пошли дальше. Взяв за основу те же платиновые карты, карты Visa Infinite и MasterCard World Signia они начали предлагать наиболее состоятельным клиентам целые пакеты услуг. Причем наделяя их, вдобавок к этому, персональными менеджерами. Иногда такие услуги называются Private Banking.
В набор услуг могут входить, во-первых, все классические банковские услуги: кредитные и депозитные операции, денежные переводы, операции с пластиковыми картами, с валютой, хранение ценностей и прочее. Во-вторых, формирование индивидуального инвестиционного портфеля и доверительное управление капиталом клиента. Финансовое планирование и управление капиталом клиента – это ядро услуги Private Banking, его ключевой сервис.
Одним из обязательных условий Private Banking является предоставлениe услуг персональных менеджеров и консьержей. За рубежом консьерж-сервис включает в себя услуги, связанные с заказом, бронированием, поиском информации и оптимизацией различных жизненных процессов клиента.
Фактически все, что делает консьерж-менеджер вписывается в круг обязанностей квалифицированного секретаря. Однако для того, чтобы получать такие услуги круглосуточно, пришлось бы держать целый штат.
В целом, Private Banking можно охарактеризовать как некий комплекс услуг на все случаи жизни из одних рук. Причем услуг не только банковских. Например, клиент может решить вопрос по страхованию не обращаясь самостоятельно в страховую компанию. Так, УкрСиббанк предлагает клиентам Private Banking полный комплекс подобных услуг: страхование жизни, страхование имущества и т.д. АКИБ «УкрСиббанк» BNP Paribas Group работает с целой группой страховых компаний, которые являются лидерами рынка («Украинский страховой альянс», «АСКА», «ПЗУ Украина», «Граве») и способны удовлетворить спрос самого требовательного клиента, – говорит Алексей Александров, директор службы персональных банковских услуг Private Banking АКИБ «Укрсиббанк». – Кроме этого, достаточно часто клиент сам имеет историю работы с той или иной страховой компанией – в данном случае мы стремимся учесть пожелания клиента».