В мировых компаниях

Фондовый рынок


Индекс для роскоши
Merrill Lynch запускает новый ежедневный индекс ML LifeStyle, созданный специально для того, чтобы охватить рынок роскоши. В расчет индекса войдут от 15 до 50 компаний, предлагающих товары и услуги класса люкс: автомобили, алкогольную продукцию, ювелирные изделия, высокую моду, путешествия и финансовые услуги для состоятельных индивидуальных клиентов. Сейчас в индекс включены такие компании: Christian Dior, Bulgary, L’Oreal, Harley-Davidson и Royal Caribbean Cruises. Пересматриваться структура индекса будет дважды в год – в первый день торгов февраля и августа.


Между тем новый индекс в текстовом режиме существует с января 2000 г. Все это время он рассчитывался на основе другого потребительского индекса – MSCI World Consumer Discretionary Index. Но при сходной волатильности рынка ML LifeStyle обгоняет своего конкурента на 8%, поэтому способен повлиять на торговые стратегии инвесторов.


По словам старшего аналитика по европейскому рынку предметов роскоши Merrill Lynch Антуана Колонна, появление нового индекса свидетельствует о большом потенциале роста компаний, специализирующихся на мировых люкс-брендах, что в свою очередь связано с улучшением благосостояния людей по всему миру. К 2010 г. мировой оборот рынка роскоши достигнет $44,6 трлн. по сравнению с $33,3 трлн. в 2005 г. Наибольшей популярностью дорогостоящие товары и услуги пользуются в Японии, но к 2014 г. на первое место выйдет Китай, обеспечив 25% совокупных продаж в данном секторе.



Приобретения


Puma от кутюр
Pinault Printemps Redoute (PPR) – французский производитель товаров роскоши под брендами Gucci, Yves Saint Laurent, Alexander McQueen, Stella McCartney, Sergio Rossi и др. – за 1,4 млрд. евро приобрел 27% акций германского производителя спорттоваров Puma. Продавцом выступило семейство Херц – владельцы компании Mayfair (бренд Tchibo). На этом останавливаться французы не намерены: они уже выдвинули оферту на покупку оставшихся акций, в целом оценив Puma в 5,3 млрд. евро (330 евро за акцию). Аналитики HVB назвали это предложение заниженным, считая справедливой цену в 400 евро за акцию.


Представители немецкой компании состоявшейся сделкой вполне довольны. По мнению аналитиков, повод для этого есть. Во-первых, хотя в последние годы дела Puma шли неплохо, в IV квартале 2006 г. ситуация изменилась. Оборот немецкой компании вырос на 37% (до 486 млн. евро), но прибыль упала на 26% (до 33 млн. евро). Снижение прибыли объясняется тем, что Puma серьезно потратилась на дизайн новых кроссовок и рекламную кампанию во время чемпионата мира по футболу в Германии. Во-вторых, поддержка французов поможет Puma укрепиться на рынке повседневной одежды в спортивном стиле. Ведь теперь товары Puma начнут продаваться в магазинах PPR наряду с одеждой класса люкс, и престиж бренда возрастет.


Объясним и интерес PPR к сделке: среди всех глобальных брендов в сфере спортивной одежды именно Puma приблизилась к люксовому сегменту, отодвинув чисто спортивные модели на второй план. Заполучив Puma, PPR надеется, что взаимодействие сегментов спортивной и модной одежды будет максимально эффективным, что позволит увеличить оборот одного лишь новоприобретенного немецкого подразделения только за год на 10%. Правда, в том, что товары PPR будут выставлены на полках магазинов спорттоваров, эксперты сомневаются.



На российском «Севмаше» заложили корпус первой в мире плавучей АЭС (мощность 70 МВт). Проект стоимостью $200 млн. завершат в 2010-м, а до 2015 г.
Росэнергоатом планирует сформировать флотилию из шести АЭС.



Поглощения


Japan Tobacco нацелилась на Европу
Japan Tobacco (JT) – третья по величине в мире табачная компания – завершила поглощение своего британского конкурента Gallaher Group. Стоимость сделки – $15 млрд.


JT (50% акций принадлежат правительству Японии) выпускает такие марки сигарет, как Mild Seven, а также обладает правом продажи Camel, Winston и Salem за пределами США.


В результате нынешнего слияния на рынке появится компания с ежегодным объемом производства на уровне 587 млрд. сигарет. Хотя потеснить нынешних лидеров с занимаемых позиций вряд ли удастся: Philipр Morris выпускает 990 млрд. сигарет в год, а British-American Tobacco – 678 млрд. Но нынешнее приобретение позволит JT завоевать рынки за пределами Японии (в этой стране потребление табачных изделий падает). В частности, с приобретением принадлежащих Gallaher Group марок Silk Cut и Benson&Hedges Japan Tobacco усилит свои позиции на западноевропейском рынке, где присутствие японцев сейчас ограничено.


Тем временем стало известно о срыве другой крупной сделки на табачном рынке. Altadis – испанский производитель сигарет марки Gauloises – отклонил предложение о слиянии с британской Imperial Tobacco Group. Совет директоров Altadis единогласно решил, что оферта в 12 млрд. евро не отражает «стратегическую ценность» их компании.


Хай-тек


WiMAX набирает обороты
Сразу несколько технологиЧеских компаний решили сделать протокол широкополосной радиосвязи WiMAX не менее популярным, чем его предшественника – Wi-Fi. Именно на него поставила корпорация Intel, окончательно отказавшись от озвученных в сентябре 2006 г. планов встраивать в свою мобильную платформу для ноутбуков поддержку стандартов связи третьего поколения (3G). В 2008 г. она начнет выпускать WiMAX-адаптер Montevina вместе с платформой Santa Rosa, которая придет на смену стандарту Centrino. А ноутбуки с WiMAX появятся на рынке уже в мае 2008 г. «Темпы приобщения пользователей к услугам 3G по-прежнему измеряются единицами процентов, – отмечает руководитель группы мобильных платформ Intel Мули Эден. – Мы собираемся сфокусироваться на WiMAX, который больше распространится среди пользователей». Ведь, по его словам, пропускная способность сети WiMAX гораздо выше, чем у 3G и 3,5G.


Тем временем Nokia и Motorola объявили о планах по выпуску в начале 2008 г. телефонов с поддержкой WiMAX. По мнению производителей, передача голосового трафика через Интернет всегда будет дешевле, чем передача того же трафика по сетям мобильной связи. К тому же зона покрытия у точек доступа WiMAX гораздо больше, чем у Wi-Fi (4-5 км и 20-100 м соответственно). Хотя, по мнению экспертов, перспективы WiMAX на сотовом рынке могут быть не столь радужными. Во-первых, главным недостатком протокола называют дороговизну телефонов с его поддержкой. Если самый дешевый телефон с поддержкой 3G стоит около $150, то цена устройства с WiMAX будет не менее $350-400. Во-вторых, речь идет о высоком энергопотреблении: если батареи телефона с поддержкой Wi-Fi хватает на 3-3,5 часа в режиме разговора, то с WiMAX – на 1,5-2 часа.


Инвестиции


Через Атлантику – за $12
Майкл О’Лири – президент ирландской малобюджетной авиакомпании Ryanair, третьей в мире по капитализации – объявил о планах полета в США по низким ценам. Самые дешевые билеты будут стоить $12 в один конец. Перелет в обе стороны со всеми налогами и сборами аэропорта обойдется примерно в $200, что вдвое ниже самых дешевых предложений конкурентов. Наращивать оборот Ryanair планирует за счет продажи на борту еды, напитков, товаров duty-free и развлекательной программы. В целом дисконт станет возможным благодаря либерализации с марта 2008 г. воздушного сообщения между США и ЕС в рамках соглашения об «открытом небе».


Для трансатлантических маршрутов Ryanair создаст дочернюю авиакомпанию. До 2010 г. она начнет выполнять рейсы из аэропортов Лондон-Станстед, Дублин и Франкфурт-Хан в шесть небольших городов США в окрестностях Нью-Йорка, Сан-Франциско, Сан-Диего, Бостона, Далласа и Майами. Ставка на второстепенные аэропорты связана с более низкими сборами в них. Флот перевозчика будет состоять из 50 самолетов.


Новую стратегию Ryanair зарубежные обозреватели уже назвали «дешевой революцией». Эта авиакомпания – одна из самых быстрорастущих в Европе. В 2006 г. ее пассажирооборот составил 42,5 млн., а к 2010 г. он планируется на уровне 70 млн. Приход Ryanair на трансатлантические рейсы, по оценкам экспертов, станет вызовом европейским операторам. Для них трансатлантические маршруты в последние годы являлись главным источником дохода (прежде всего в сегменте первого и бизнес-классов), так как из-за растущего давления со стороны компаний-дискаунтеров внутренние рейсы становились все менее прибыльными.


Приобретения


Смена караула на «Сахалин-2»
«Газпром» закрыл сделку по покупке за $7,45 млрд. 50% +1 акция Sakhalin Energy, оператора проекта «Сахалин-2». До сих пор в проекте были только иностранные акционеры – Shell (доля 55%), Mitsui (25%) и Mitsubishi (20%). По условиям сделки, доля каждого из участников уменьшилась ровно наполовину.
Достижению этой договоренности предшествовало предложение Sakhalin Energy удвоить смету затрат в рамках второго этапа с $10 до 19,9 млрд. Поскольку в данном случае все затраты возмещаются инвестору из выручки от продажи углеводородов, российские власти посчитали, что новые запросы Sakhalin Energy противоречат интересам РФ. Последовала массированная кампания по проверке соответствия реализации проекта нормам российского законодательства, после чего над проектом нависла реальная угроза остановки из-за аннулирования экологической экспертизы. На декабрьской встрече с менеджерами Shell, Mitsui и Mitsubishi Владимир Путин заверил, что природоохранные проблемы «Сахалина-2» будут решены в тесном взаимодействии старых и новых акционеров Sakhalin Energy. И действительно, с появлением нового акционера накал страстей вокруг Sakhalin Energy начал спадать. Так, Минпромэнерго согласилось утвердить смету возмещаемых расходов второго этапа на уровне $19,4 млрд. А иностранные акционеры обязались выделить $3,6 млрд. на работы по изменению инженерных решений.


«Сахалин-2» – крупнейший проект, который в России реализуется на условиях соглашения о разделе продукции, заключенного в 1994 г. В него входят месторождения с запасами нефти в 150 млн. т и газа в 500 млрд. кубометров. Проект предусматривает также строительство завода по производству сжиженного газа (мощностью 9,6 млн. т в год) для его экспорта в США, Японию и Южную Корею. Поставки начнутся в 2008 г.

Залишити відповідь