Свободное время

Мона Лиза из клубничного джема


Своими работами Вик Муниц демонстрирует оригинальный путь развития современной фотографии, а собственной личностью показывает пример того, каким должен быть современный художник, чтобы в него вкладывали деньги арт-инвесторы.


Коммерчески успешный художник должен генерировать яркие и внятные идеи. У Муница их предостаточно.


ФотографиЯ была окончательно признана искусством лишь в середине XX века. С тех времен она развивается достаточно быстро, что подтверждают ее успехи на мировых аукционах. В 1980 г. самая большая цена, которая была заплачена за один снимок, составляла 35 тыс. евро. В 2003-м фотографией был преодолен миллионный барьер. Возможно, следующий прорыв в искусстве произойдет именно в этой области. По меньшей мере там должно произойти что-то серьезное – так считает бразильский художник Вик Муниц, персональная выставка которого проходит с 13 апреля в PinchukArtCentre в Киеве.


«Сахарные дети» сделали его знаменитым
КиевскаЯ экспозициЯ Муница, который сейчас живет и работает в Нью-Йорке, и с которым охотно сотрудничают ведущие мировые музеи, называется «Экспертиза». Она состоит из работ, созданных в период 1990-2007 гг. В Восточной Европе Муница демонстрируют впервые. Здесь его имя мало кому известно настолько, чтобы люди шли именно «на Муница». Однако выставка вполне годится для того, чтобы сходить на contemporary art хорошего уровня. Ведь Муниц сегодня является одним из самых оригинальных художников-мыслителей, работающим в жанре перфомативной фотографии (уникальные снимки объектов, которые сразу же подвергаются уничтожению).


Восхождение звезды бразильца началось в 1996 г. Серия работ, которая сделала его знаменитым, называлась «Сахарные дети». Она была посвящена детям с Карибских островов, которые так же, как и их родители, обречены на рабский труд по сбору сахарного тростника. Социальный контекст и оригинальность решения (портреты детей были написаны сахаром) обратили на себя внимание корреспондента «Нью-Йорк Таймс», который посвятил Муницу большую статью. «Наверняка я продолжал бы заниматься искусством в течение всей своей жизни, – рассказывает Муниц, родившийся в бедной бразильской семье. – Но именно карибские дети сделали меня знаменитым».


С тех пор художник выставляется в ведущих музеях мира, участвует в главных мировых биеннале, его работы ставят на первые страницы вышеупомянутой «Нью-Йорк Таймс».


В связи с появлением цифровых медиа фотография стоит перед вопросом: какую функцию она должна выполнять?


Идеи для удачных инвестиций
Американский галерист Гари Татинцян, рассказывая о признаках коммерчески успешного искусства, отметил, что инвесторы и коллекционеры должны обращать внимание на то, как художник дает интервью. Поскольку contemporary art – это прежде всего идея, а уже потом – реализация, важно, чтобы художник имел достаточно яркие и внятные мысли.


Идеи, которые лежат в основе творчества бразильского художника, сам автор излагает достаточно охотно и вполне доступно. Отправной точкой для него является возникновение в 1839 г. фотографии. С одной стороны, фотография освободила живопись от ее рутинной обязанности документировать события. С другой – перед художниками встал вопрос: «Зачем тогда рисовать дальше?». Как известно, поиски ответа стали причиной бурного развития модернизма в живописи. И вот сейчас, говорит Муниц, в связи с появлением цифровых медиа уже фотография стоит перед тем же вопросом: какую функцию она должна выполнять? Зачем выбираться на пленэр, если зрителя можно обмануть с помощью компьютерных спецэффектов?


Ответ Муница как фотографа также достаточно оригинален. Он создает спецэффекты в реальном пространстве, а потом фотографирует. Например, пишет быстро портящиеся картины шоколадом, джемом, макаронами с кетчупом или создает полотна из пыли, инсталляции из солдатиков, пряжи и т. д., которые существуют ограниченное время.


Собственно, из таких любопытных произведений по большей части и состоит выставка, которая представлена в PinchukArtCentre. Муниц не хочет казаться заумным и использует понятные символы, воспроизводит уже известные произведения Пиранези, Энди Уорхола, Дональда Джадда, Коро и др. Одно из главных средств коммуникаций со зрителем – юмор.


Экспозиция работ Вика Муница будет продолжаться до 20 мая 2007 г.

Залишити відповідь