Мыльная опера c «Шиком»
Потребление туалетного мыла с каждым годом уменьшается. Из-за подорожания сырья и энергоносителей снижается рентабельность производства. Только отдельные предприятия в этих условиях смогли нарастить объемы производства.
Мыловары отмечают мировую тенденцию по уменьшению потребления туалетного мыла – люди постепенно переходят на использование жидкого мыла и гелей для душа. Из-за подорожания энергоносителей и тропических масел снижается рентабельность производства твердого мыла. В связи с этим некоторые мыловаренные заводы в Европе обанкротились, хотя и работали на энергосберегающих технологиях. Многие транснациональные корпорации перенесли свое производство в страны с более дешевой рабочей силой, при этом сократили и рекламную поддержку данного продукта, тем самым снизив затраты на продвижение уже раскрученных брендов.
В Украине также отмечается уменьшение потребления «пенного оружия» Мойдодыра. По данным исследовательской компании GFK Ukraine, в 2006 г. затраты домашних хозяйств на туалетное мыло уменьшились на 5%, а объем потребления – на 7%. В тот же период дополнительно повысились и производственные затраты из-за подорожания газа и сырья. В результате из восьми отечественных мыловаренных заводов работают только пять. ООО «Слобожанский мыловар» (пос. Подворки, Дергачевский район, Харьковская область, ТМ «Шик») – одно из немногих предприятий отрасли, которое смогло в этой ситуации нарастить объем производства, правда, в основном за счет увеличения экспорта. Существенно расширить свое присутствие на внутреннем рынке харьковчанам не удается, так как с середины 2005 г. активизировали свою деятельность транснациональные компании. В тот год правительство стимулировало поставки мыла из-за рубежа, снизив ввозные пошлины с 15% (льготная) и 30% (полная) до единой – 6,5%. В результате в 2005 г. импорт увеличился на 74% (до 6,26 тыс. т), в 2006 г. – еще на 22% (до 7,6 тыс. т).
Украинские мыловары
В настоящее время мощности отечественных производителей позволяют полностью удовлетворить спрос на данную продукцию, несмотря на то, что за последние годы три предприятия перестали выпускать туалетное мыло. Так, с января нынешнего года собственники Киевского мыловаренного завода решили его перепрофилировать в связи с тем, что земля в столице может приносить намного больше дохода, чем работающее предприятие. Турецкая компания Evyap (ТМ Duru) свернула свое производство в Ильичевске (Одесская область) после того, как в 2005 г. в Украине были отменены льготы для свободных экономических зон и территорий приоритетного развития. Есть информация о том, что ЗАО «Первая национальная мыловаренная компания» (г. Киев) тоже не загружает свои мощности, расположенные в г. Калиновке (Винницкая область), по всей видимости, из-за высоких издержек производства. Хотя это относительно и новый завод, однако на нем применяется энергоемкая технология производства – котловая варка (мыло варится в больших котлах, и на это расходуется большое количество пара). Примерно по такой же технологии работают «Бета-Б» (г. Винница, ТМ «Дива», «Ева») и ДП «ЮСИ-М» (г. Харьков, ТМ «Рецепты природы» и др.).
Сергей Шелест (слева) и Александр Политуха: «Для подготовки молодых кадров на завод ежегодно приглашают 15 выпускников Харьковского политехнического института».
Компания «Украинские промышленные ресурсы» (г. Донецк, ТМ «Аура», «Флора», «Солнышко», «Агу» и др.) изготавливает мыло из полуфабриката – мыльной основы, которую завозят из Индонезии и Малайзии. До недавнего времени по такому же принципу работали и ООО «Ольвия Бета» (сейчас это ООО «Проктер энд Гэмбл Менюфекчуринг Украина», г. Орджоникидзе, Днепропетровская область, ТМ Shandy, Safeguard и Camay), и ООО «Слобожанский мыловар». На энергосберегающую технологию «Ольвия Бета» перешла еще в 2003 г., когда установила линию по непрерывному омылению нейтральных жиров и жирных кислот (то есть стала производить не только готовое мыло, но и его основу). «Слобожанский мыловар» аналогичное оборудование запустил в середине 2006 г. Это позволило уменьшить потребление пара в семь раз, благодаря чему компании удалось удержать рентабельность производства после подорожания газа на уровне 5-15% в зависимости от вида продукции. А вот из-за повышения цены на тропические масла, вызванное ростом спроса со стороны производителей биотоплива, компании придется в ближайшее время повысить цену на туалетное мыло с 1,5 до 2 грн. за 100-граммовый кусок.
Не забывают мыловары и о том, что с каждым годом товары-заменители (жидкое мыло и гели для душа) активно отвоевывают рынок у твердого мыла. По оценке компании Euromonitor, в 2006 г. жидкие средства занимали уже 15% рынка. Зная о такой тенденции, некоторые предприятия начали осваивать и эти косметические средства. Над решением данного вопроса сейчас работают в ООО «Слобожанский мыловар».
Начали с потери завода
Александр Политуха и Сергей Шелест, учредители будущей компании, занялись производством мыла случайно. После увольнения из Вооруженных Сил они стали искать, чем можно было бы заработать на жизнь. Начали с того, что в Лисичанске покупали полипропилен и отвозили его Россию, где из него делали сено-вязальные жгуты. У отечественных сельхозпредприятий эта продукция пользовалась спросом, однако денег у аграриев не было, поэтому рассчитывались крупой, сахаром, скотом. «Животину» новоиспеченные бизнесмены повезли на мясокомбинат, который рассчитался колбасой и жиром. Жир оказался востребованным на Харьковском мыловаренном комбинате, он рассчитался мылом, которое было реализовано за два дня. И вот тогда Политуха и Шелест поняли, чем нужно заниматься.
Чтобы заработать первоначальный капитал, приходилось поддерживать эту длинную бартерную цепочку, а вырученные средства вкладывать в производство мыла. Но у мыловаренного комбината, как и у большинства отечественных заводов, накопились долги по энергоносителям, и предприятие было на грани банкротства. Договорились о санации комбината с Харьковской облгосадминистрацией. Однако договоренность не была юридически грамотно оформлена, что и стало роковой ошибкой для Политухи и Шелеста. Они забыли, что нельзя начинать бизнес, не решив вопросы собственности. Данной погрешностью и воспользовался один из тогдашних дилеров комбината. После того как были выплачены практически все долги предприятия, акции комбината начал активно скупать этот дилер. И за 15 дней до общего собрания, на котором Политуха и Шелест должны были получить контроль над комбинатом, владельцем контрольного пакета стали другие. Александр Политуха, нынешний председатель правления ООО «Слобожанский мыловар», вспоминает: «Можно было уйти и заняться другим видом бизнеса. Однако мы решили создать новый мыловаренный завод. И подтолкнуло нас к такому решению руководство конкурента, которое в присутствии коллектива комбината обвинило нас в разворовывании предприятия и неумении делать мыло. С позиции сегодняшнего дня я понимаю, что это была еще одна наша ошибка, так как нельзя начинать бизнес, основываясь на эмоциях и на такой мотивации».
Тогда Политуха и Шелест купили в окрестностях Харькова заброшенные склады и начали строить завод. Пришлось прокладывать все коммуникации, железнодорожные пути. Но через три месяца на новом заводе была выпущена первая партия продукции. Производили мыло по технологии, исключавшей его варку: приобретали непосредственно у производителя мыльную стружку, в нее добавляли красители, отдушки и другие вещества. Все это перемешивали, придавали кусочку определенную форму и фасовали. «Через три года мы производили туалетного мыла больше, чем наш конкурент, – продолжил свой рассказ Александр Политуха. – Но все это время мы не были уверены, что сможем выжить, так как производили продукцию из полуфабриката и работали на грани рентабельности». В Украине на мыльную основу тогда существовала высокая ввозная пошлина: 25% платили за сырье, поступающее из Индонезии, и 50% – из Малайзии. Стоит заметить, что тропические масла – биржевой товар, поэтому постоянно приходилось следить за ценами. «Из Украины мы руководили варкой в Индонезии: составляли рецептуру, делали заказ, следили за ценами, предлагали купить партию масла в нужный момент, когда цена становилась наиболее привлекательной», – поделился своим опытом Политуха.
Немного легче стало мыловарам в 2003 г., когда были снижены ввозные пошлины на полуфабрикат до единой ставки 15%. Но все равно «слобожанцы» решили организовать полный цикл производства мыла.
С миру по нитке
С самого наЧала Политуха и Шелест придерживались такой тактики: со всего мира они свозили оборудование, бывшее в эксплуатации на мыловаренных заводах, которые в последние годы активно закрывались из-за снижения рентабельности производства. Местные Кулибины, в свое время работавшие на заводах ВПК, восстанавливали эти производственные линии. Например, экспериментальный мыловаренный завод (Стокгольм, Швеция), оснащенный оборудованием компании Alfa Laval, стоил 4 млн. евро. Этот завод поработал всего четыре года, и его оборудование Политуха приобрел за 1,5 млн. евро. На свалке во Франции нашли оберточную машину, купили за 10 тыс. евро, новая обошлась бы заводу в 390 тыс. Упаковочное оборудование, которое стоит 200 тыс. евро, приобрели за 10 тыс. И такие примеры можно продолжить.
Иногда удавалось покупать практически новое оборудование по цене бывшего в употреблении. Политуха вспоминает: «Нам нужны были четыре сепаратора. Каждый стоит 280 тыс. евро. Узнаем, что шведы построили несколько мыловаренных заводов в Египте. В этой стране ситуация примерно такая же, как была в Советском Союзе: главное – оборудование завезти, а будет ли оно работать – не важно. Мы дождались, когда один новый завод начали разбирать, и купили фактически новые сепараторы, но за 8% цены».
Использование техники, бывшей в употреблении, позволило существенно уменьшить инвестиции при оснащении предприятия. Александр Политуха с улыбкой рассказал, что специалисты итальянской компании Mazzoni называют его «мистер секонд-хенд»: «Но ведь у них оборудование очень дорогое. Если покупать все новые машины, то с нынешними ценами на сырье, энергоносители и готовую продукцию вряд ли окупились бы эти вложения».
Правда, транснациональные компании могут себе позволить приобрести новое оборудование. Так, в феврале нынешнего года на заводе «Проктер энд Гэмбл Менюфекчуринг Украина» введена в строй новая линия по производству туалетного мыла ТМ Safeguard и Camay. Оборудование Mazzoni, позволяющее выпускать 20 тыс. т мыла в год, компании P&G обошлось в $1 млн. Теперь совокупная мощность завода составляет 40 тыс. т готовой продукции в год.
Рачительные хозяева
Приобретение подержанной техники – одна из статей экономии «Слобожанского мыловара». Углубление процесса производства с использованием энергосберегающих технологий – следующий фактор экономии средств и повышения конкурентоспособности, заработавший с лета 2006 г. Установка компании Alfa Laval дополнительно была оснащена оборудованием по дезодорации, рафинации и отбелке сырья, которое в основном используют масло-жировые комбинаты при производстве растительных масел для улучшения их качества. Наличие таких машин позволяет мыловаренному комбинату покупать сырье различного качества и дорабатывать его уже на своем оборудовании, что также позволяет экономить финансы.
Важным аспектом является тот факт, что «Слобожанский мыловар» – универсальный завод, способный работать как на растительных, так и на животных жирах, что в свою очередь дает большую возможность при выборе сырья в зависимости от конъюнктуры рынка.
Ученье – свет
Процесс производства качественного мыла не так прост, как может показаться на первый взгляд. Два года сотрудничества с Харьковским мыловаренным комбинатом для Александра Политухи и Сергея Шелеста не прошли даром. За это время они полностью вникли в производственные нюансы. Когда пришлось начинать производство с нуля, то бывшие офицеры были уже не новичками в мыловаренном деле. К тому же постоянно бывая за рубежом на других заводах, Политуха знакомился с используемыми там технологиями: «Во все вникал сам. Много читал специальной литературы. Производители оборудования присылали нам проекты производственных линий с техописанием. Хоть мы их и не покупали, но по этой документации понимали, на чем базируется передовая технология мыловарения, за счет чего получается эффективное производство и качественная продукция».
Что же касается работников завода, то часть специалистов ушли вместе с ними с Харьковского мыловаренного комбината. Также под крыло своего предприятия Политуха принял специалистов из обанкротившегося Харьковского института по разработке косметических средств для ухода за телом и волосами (филиал Московского парфюмерно-косметического института) со всеми их патентами, научными разработками, специальной литературой.
Что касается подготовки молодых кадров, то на завод ежегодно приглашают 15 выпускников Харьковского политехнического института (кафедры жиров, химического машиностроения и автоматики). «В первые месяцы мы платим молодым специалистам 500-700 грн. Кто имеет желание, может заработать 1-1,5 тыс. грн., кто не хочет или не может работать, уходят. На второй год повышаем оплату до 2 тыс. грн. К концу этого года остаются 2-3 человека, которые зарабатывают уже по 3-3,5 тыс. грн. К зарплате они еще могут получать премиальные плюс за переработку (если они работали на восстановлении оборудования). К тому же у них есть перспектива карьерного роста: могут стать сначала бригадиром, потом начальником цеха. Тем более что сейчас у нас строятся два новых цеха», – поведал о своей кадровой политике Александр Политуха.
…а после этого выйти на IPO
Согласно официальной статистике в Украине два года подряд снижается потребление туалетного мыла, но Александр Политуха уверен, что покупать туалетное мыло люди все равно будут. И ставку он делает на потребителей, отдающих предпочтение натуральным продуктам.
Пока же мощности завода загружены на 60%. Для более полного использования оборудования руководство предприятия ведет переговоры с представителями зарубежных компаний о выпуске на «Слобожанском мыловаре» продукции по контракту. И такой опыт работы завод уже имеет – больше года предприятие выпускает для METRO Cash&Carry мыло под ТМ Aro. Также «Слобожанский мыловар» наращивает экспортные поставки в страны СНГ. Самым крупным потребителем ТМ «Шик» является Россия – 40% от экспортируемой заводом продукции. Но здесь компания столкнулась с новой для себя проблемой – не возвращается НДС. Чтобы кардинально решить этот вопрос, руководство мыловаренного завода намерено открыть филиал свого производства в России. «К тому же там более дешевый газ. А сами россияне предпочитают приобретать отечественную продукцию», – это не последние аргументы в пользу открытия филиала предприятия в соседней стране.
Зная о тенденциях в покупательских предпочтениях, на «Слобожанском мыловаре» начато строительство цеха по выпуску пеномоющих косметических средств (жидкое мыло, пена для ванн, гели для душа, шампуни, бальзамы для волос и проч.) и бытовой химии (средства для мытья посуды, ополаскиватели и т. д.). Для этого цеха куплена необходимая техника (Colgate-Palmolive закрыла свой завод в Копенгагене, и 30% оборудования приобрел «Слобожанский мыловар»), над реконструкцией которой уже работают механики. Политуха надеется ввести в эксплуатацию данное производство в первом полугодии 2008 г.
В более долгосрочной перспективе – организация производства поверхностно-активных веществ из биовосстанавливающихся продуктов. А после этого Александр Политуха планирует выйти на IPO, что может произойти не раньше 2010 г.
Факторы успеха |
Паспорт отрасли Количество предприятий, способных производить туалетное мыло – 8. Количество импортеров – 6 транснациональных компаний. Производство туалетного мыла в 2006 г. – 26,48 тыс. т; в 2005 г. – 29,6 тыс. т. Импорт туалетного мыла в 2006 г. – 7,64 тыс. т на сумму $10,3 млн.; в 2005 г. – 6,26 тыс. т на сумму $6,26 млн. Экспорт туалетного мыла в 2006 г. – 9,03 тыс. т на сумму $12,8 млн.; в 2005 г. – 8,87 тыс. т на сумму $10,7 млн. |