С любовью к чистоте

Отечественные производители готовы разделить рынок между собой – без участия импортеров.


Потребление бумажной санитарно-гигиенической продукции (БСГП) в Украине ежегодно увеличивается на 15-20%. По оценке Ассоциации украинских предприятий целлюлозно-бумажной промышленности «Укрпапір», каждый житель нашей страны уже расходует в среднем около 2 кг такой продукции в год. Но в США объем ее потребления составляет 23 кг, в Англии – 18, в странах Западной Европы – 13,8, в Японии – 13,4 кг в среднем.


Если ориентироваться на эти государства, то потенциал у отечественного рынка очень большой, и этим потенциалом готовы воспользоваться украинские производители. Основные факторы развития рынка – рост доходов населения и повышение культуры потребления.


Белая против серой
Сейчас структура отечественного рынка БСГП, по данным ассоциации, выглядит следующим образом: 80% занимает продукция, произведенная из макулатуры (серого цвета), и 20% – изделия, изготовленные на 100% из целлюлозы (белого цвета). В эти 20%, кроме белой туалетной бумаги, входят еще салфетки, полотенца, носовые платочки. Эксперты уверены: при том, что доля продукции, изготовленной из целлюлозы, пока невелика, более качественная белая продукция постепенно вытеснит с рынка «макулатурную».


Традиционно украинские предприятия (их в стране 10) производят продукцию из вторсырья. Но в связи с ростом потребления продукции из целлюлозы они уже наладили или готовы наладить производство белой бумажной основы (специалисты еще называют ее тисью, англ. – tissue).



Самым крупным предприятием в Украине является Киевский картонно-бумажный комбинат. Он стал самым крупным производителем бумажной основы из целлюлозы не только в Украине, но и в СНГ. Эту продукцию также выпускает «Львовкартонопласт», а другие производители стремятся обзавестись бумагоделательными машинами (БДМ). ЗАО «Укрпапірінвест» (Харьков) увеличило уставный фонд и привлекает кредитные ресурсы на создание фабрики по выпуску тисью. Руководство ОАО «Волыньголовпостач» объявило о разработке проекта по установке БДМ. На фабрике санитарно-гигиенических изделий вынашивают аналогичную идею.


«Каждый производитель, перерабатывающий 300-500 т бумажной основы в месяц, стремится снизить зависимость от производителя сырья. Поэтому и мы задумываемся над тем, чтобы установить бумагоделательную машину, – рассказал Андрей Червоненко, коммерческий директор ООО «Фабрика санитарно-гигиенических изделий» (Боярка, Киевская обл.). – Но это вопрос двух-трех лет, ведь такая линия стоит $10-20 млн.». Правда, с вводом в эксплуатацию БДМ производители могут столкнуться с новой для них проблемой – нехваткой целлюлозы, что уже стало причиной ее недавнего подорожания на 25% – с $610-620 до $760 за 1 т.


Иностранцы открыли, мы воспользовались
Продукция транснациональных компаний занимает на украинском рынке не более 5%. В Украине представлена продукция большинства крупных международных брендов, таких как Lotus, Kleenex, Veltie, Velvet Classic, Zewa. Вот только Procter&Gamble пока никак не решится вывести на украинский рынок свою бумажную продукцию.


Только недавно зарубежные компании начали продвигать в Украине свои изделия с помощью телевизионной рекламы. У отечественных производителей пока нет финансовых возможностей для активной поддержки своего товара, но их козырем остается цена, которая на 15-20% ниже заморских аналогов.


Специалисты отрасли отмечают постепенное увеличение потребления в Украине двух-, трех- и даже четырехслойной бумажной продукции.



«Постоянное повышение цен на макулатурную продукцию сокращает ценовой разрыв между ней и продукцией из целлюлозы, что позволяет потребителю отдавать предпочтение последней», – отмечает директор департамента маркетинга ООО «ТПГ Альбатрос» (Днепропетровск) Оксана Никитенко. Причем спрос растет не только на туалетную бумагу, но и на носовые платки, полотенца, столовые и косметические салфетки, то есть на продукцию относительно новую для отечественного потребителя.


На увеличение потребления многослойных, соответственно и более дорогих изделий, повлиял не только рост доходов населения, но и расширение торговых сетей, ведь такая продукция продается в основном через крупные торговые центры, которые также являются ее заказчиками под своей маркой (private lables). Например, «Волыньголовпостач» в больших объемах производит продукцию на заказ для таких ритейлеров, как «Метро Кеш энд Кери», «Перекресток» и «Паттерсон».


Общественные места
До недавнего времени сегмент away from home (вне дома) занимали изделия исключительно зарубежных производителей. Дорогие рестораны и пятизвездочные гостиницы стали первыми их потребителями.


Открытие западными игроками данного сегмента позволило украинским компаниям выйти в новые ниши и диверсифицировать свой бизнес, ведь сейчас почти каждое предприятие сферы услуг стремится закупать качественную продукцию, вплоть до салфеток со своим логотипом.


Этим и объясняется бурный рост сегмента. Руководитель отдела маркетинговые коммуникации ОАО «Волыньголовпостач» Нелли Плехова описала структуру спроса в сегменте КаБаРе так: «Рестораны и кафе высокой ценовой категории покупают двухслойные салфетки размером 33х33 см, заведения попроще приобретают однослойные – 24х24 см. К тому же предприятия стремятся покупать большие упаковки, более выгодные для производителя». Специально для клубов и ресторанов «Волыньголовпостач» выпускает туалетную бумагу, которой в рулоне 500 м. В прошлом году освоено производство так называемых Z-сложенных полотенец, которые размещаются в диспенсерах (специальных контейнерах).

Залишити відповідь