Польза от инноваций может быть весьма неожиданной. Например, производитель автомобилей получает выгоду от увлечения созданием человекоподобного робота.
B масштабах страны обычно существует разделение функций: государство финансирует чистую науку, фундаментальные исследования, открывающие нечто новое на базовом уровне. Частный бизнес финансирует разработки, цель которых – создание товаров, способных в скором времени приносить своим создателям коммерческую отдачу. И эти разработки могут базироваться на результатах исследований, профинансированных государством. Такая схема является общепринятой. Но если частный бизнес находит в себе силы и начинает заниматься исследованиями, товарная перспектива которых весьма отдаленная, то в случае успеха он получает возможность стать не одним из тех, что используют одну и ту же базовую идею, а единственным обладателем принципиально новой технологии. А это сулит уже совсем иную, более высокую отдачу.
Но компании, работающие на такую отдаленную перспективу, получают выгоду, решая для себя и текущие задачи:
- пиар – «раз мы работаем над такими сложными проблемами будущего, то и сегодняшняя наша продукция не менее совершенна и инновативна, а компания в целом – проводник прогресса»;
- борьба за таланты – такой серьезный вызов, как создание принципиально новых технологий, способствует привлечению в компанию лучших специалистов, которые параллельно могут заниматься и другими проектами, задачами, стоящими в данное время;
- совершенствование технологий – находки, полученные в процессе перспективных работ, могут быть перенесены в сегодняшнее производство или проданы в том или ином виде.
Удовлетворение насущной потребности людей
Одной из таких перспективно-фундаментальных задач является создание робота, способного заменить живой организм. Промышленные роботы уже давно воспринимаются, как нечто привычное, но собачки Aibo от Sony и Tekno от Manley Toy Quest, кукла My Real Baby от Hasbro у многих вызывают лишь снисходительную улыбку и замечание: «Ну да, забавные игрушки – и не более». Еще больший скептицизм вызывают человекоподобные роботы (андроиды), над созданием которых сейчас активно работают инженеры и исследователи нескольких мировых компаний.
Но все познается в сравнении. Тот, кто видел появившуюся в 1886 г. «самобеглую коляску» Даймлера и Бенца, не мог и представить, во что она превратится уже через 100 лет и как «расплодившиеся» автомобили будут мешать своим создателям – людям. А уж тележку с паровым двигателем француза Ж. Кюньо, построенную в 1770 г., даже игрушкой не считали, так, курьез.
Эти тележки и коляски превратились в автомобили потому, что удовлетворяли насущной потребности людей свободно перемещаться. Человекоподобные роботы также имеют главный объективный стимул для своего развития – стремление людей освободить себя от рутинной работы дома и в офисе. (Мечты о сравнимом с человеческим искусственном интеллекте оставим фантастам, хотя приближение к нему микроскопическими шагами все же постоянно происходит.)
«Это также имеет ноги»
Наибольших успехов в создании человекоподобных роботов по состоянию на сегодняшний день добилась компания Honda. Работы по созданию роботов-андроидов она начала около двух десятилетий назад. Компания сразу задалась целью разработать робота-помощника человека, который будет сосуществовать с людьми в одном жизненном пространстве (human living space). Тем самым в дополнение к выгоде, о которой мы сказали выше, она получила дополнительную возможность заявить о своей социальной ответственности, поскольку постоянно говорит о том, что ее робот окажется незаменимым помощником больным и немощным.
Первый двуногий робот – модель Е0 – был создан в 1986 г. С тех пор он постоянно модифицируется, получая новые функции и совершенствуя старые. Да и внешний вид его кардинально изменился. Если сначала он напоминал сварочного робота, работающего на автомобильном конвейере, то сейчас – невысокого человека, одетого в космический скафандр. Его рост (разработчики предпочитают говорить «рост», а не «высота», потому что наделяют свое детище человеческими качествами) 130 см, вес – 54 кг.
Начиная с 2000 г., робот получил собственное имя ASIMO. Существует несколько версий его происхождения. Сначала считалось, что это только аббревиатура от Advanced Step in Innovative Mobility («новый шаг в технологии мобильности»). Затем выяснилось, что здесь имеет место еще и игра японских слов, означающих «это также имеет ноги». Многие также считают, что схожесть имени робота с фамилией известного фантаста Азимова – это неспроста.
Во многих отношениях движения ASIMO можно сравнить с движениями человека. Он может ходить не только вперед и назад, но и поворачиваться в разные стороны, подниматься и спускаться по лестнице, сворачивать за угол. В этом случае человек, перенося центр тяжести, наклонится в сторону поворота – так же поступает и робот. Причем делает он все это в реальном времени, без остановки. В процессе бега у робота задействованы не только ноги, но и голова, туловище, руки – все, как у человека. Робот может в определенных пределах распознавать людей, предметы и жесты, просчитывать расстояния и направления движения различных объектов. Он способен распознавать слова, понимает около 50 разных приветствий и просьб, 30 команд, может соответствующим образом реагировать на них, обмениваться с человеком простыми предложениями и приветствиями.
Если элементы опорно-двигательного аппарата робота трудно использовать в автомобилях, то элементы его искусственного интеллекта уже находят воплощение.
Дарите цветы королевам
ПрактиЧески с момента своего поЯвлениЯ ASIMO выполняет роль PR-посланника компании. Он «гастролирует» по миру, принимая участие в различных публичных мероприятиях. Например, открывал торги на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE), сопровождал премьер-министра Японии в государственных визитах, дарил цветы королеве Дании. Робот регулярно участвует в автосалонах, привлекая внимание посетителей к автомобилям Honda.
В настоящее время существует 40 копий этого робота. Так много копий нужно потому, что компания сдает их в аренду. ASIMO работают секретарями в офисах, зазывалами в торговых центрах, экскурсоводами в музеях. При этом годовая «зарплата» робота обычно составляет примерно $175 тыс. Суммы относительно небольшие, но они позволяют убеждать скептиков в том, что коммерческий смысл в затее с роботами действительно есть.
Но роботами увлечена не только Honda. Инженеры Sony разработали своего человекоподобного робота QRIO ростом 58 см. Он знает 60 тыс. слов на разных языках, умеет распознавать лица, слушается команд и задает умные вопросы в зависимости от ситуации.
Fujitsu разрабатывает роботов, которые называются HOAP. Модель HOAP-3 поступила в лабораторию информатики, робототехники и микроэлектроники г. Монпелье (Франция). Этот робот будет использоваться в качестве экспериментальной платформы в исследованиях, которые должны дать старт развитию французской индустрии робототехники по образцу японской.
Корейский робот-гуманоид получил при рождении имя Hubo. Над его созданием трудились в течение года ученые и инженеры корейского института науки и технологий KAIST.