Философия ковра

B мире осталось не так много вещей, истинная ценность которых неподвластна времени. Магическая аура ковров ручной работы по-прежнему кружит головы обладателям утонченного вкуса. Например, культовый кинорежиссер Дэвид Линч недавно признался, что «всегда хотел делать ковры. Примитивные, но обладающие внутренней силой, немногоцветные, но яркие». И сейчас философия ковра заключается в следующем: ничто не выглядит так, как ковры, не ощущается так, как ковры, и не служит так, как ковры.


Не утиль, а хранитель традиций
Ковер издавна является не только необходимым предметом быта, но и своеобразным информационным полем, в котором в закодированном виде содержатся представления о мире, культурные традиции народов в разные исторические эпохи. Это заключено в орнаменте и цвете. В магазинах Киева сейчас представлены традиционные и современные ковры ручной работы любых размеров, форм и типов. Это прежде всего персидские ковры, которые в мире cчитаются самыми качественными и потому являются самыми дорогими. Но география стран-производителей ковров обширна: Китай, Тибет, Турция, Непал, Иран, США. Дариуш Эсми, директор магазина «Галерея ковров», настаивает, что турецкие или непальские ковры ничем не уступают персидским, если они соответствуют главному критерию качества – количеству узлов плетения на 1 кв. см. В коврах хорошей выделки таких узлов 120 и больше. Именно плотность ковра формирует его цену.


Не роскошь, а эстетическая необходимость
Совсем недавно родилась такая разновидность дизайна интерьеров, как ковродизайн. Ковровые салоны предлагают «ковер на примерку» как необходимую услугу, потому что понравившийся в магазине ковер может совершенно не вписаться в интерьер. Наиболее продвинутые клиенты сначала приобретают настоящие шедевры коврового искусства, а потом уже подбирают к ним мебель, и даже узор лестничных перил у них должен совпасть с орнаментом ковра. Но если не вдаваться в крайности, Нина Бурковская, директор салона-магазина «Килими», советует, например, отдавать предпочтение шелковым коврам: «Характерный для натурального шелка глянцевый блеск и пастельные тона этих ковров придают интерьеру легкость и совершенство. Волшебство таких ковров заключается в изменении цвета в зависимости от освещения и угла зрения. Это позволяет в любой момент легко оживить поднадоевший интерьер, перевернув ковер».


Если вспомнить, что шелковые ковры изготавливались сначала исключительно для украшения покоев китайских императоров, тем более не стоит отказывать себе в удовольствии почувствовать себя августейшей особой и пройтись по нему босиком, чтобы ощутить его прохладу. И здесь уже верх берут чувства, а не эстетика.


Не ковер-самолет, а чувственная вещь
Психологическая роль ковра может быть сведена к ощущению комфорта в третьей степени – удобство пользования; удовольствие, получаемое от этого удобства, и чувство собственного достоинства, если являешься владельцем эксклюзивной антикварной вещи.


В Киеве купить старинный антикварный ковер довольно сложно, салоны их практически не предлагают. Специалисты советуют за старинными коврами ехать в Москву, а лучше – в бывшие азиатские республики Советского Союза или Турцию. Но и там надо знать, к кому обратиться. Галерист Марк Патлис, владелец ковровых ателье и магазинов, в которых отовариваются обитатели элитной подмосковной Рублевки, советует «не зацикливаться на поиске старых антикварных ковров XVIII-XIX века, они могут не оправдать ожиданий по своему внешнему виду. Лучше обратить внимание на искусственно состаренные копии. Но копий одного антикварного ковра можно найти не меньше сотни по всему миру. Сейчас появились такие фанаты, которые заказывают суперэксклюзив и получают в собственность единственный ковер на всем белом свете. Обычно заказывают портрет родного семейства в стиле Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля. Но ждать хороший ковер, выполненный вручную с соблюдением всех старинных технологий, придется 4-5 лет, и стоить он будет $60-100 тысяч. Но на подобные шедевры уже есть спрос». 






Самый древний ковер в мире
Первый сохранившийся до наших дней восточный ковер, ровесник персидской державы Ахеменидов, был создан 2400-2500 лет назад. В 1949 г. археологическая экспедиция под руководством советских ученых вела раскопки Пазырыкских курганов – захоронений древних вождей кочевников на Алтае. Благодаря вечной мерзлоте содержимое усыпальниц сохранилось в течение тысячелетий. Одна из находок – ковер иранской работы, ставший настоящей сенсацией. Сегодня этот шедевр веков украшает коллекцию Эрмитажа. Эта находка подтвердила гипотезу историков о том, что изобретателями ковра были безымянные кочевники Центральной Азии. Ковер для кочевника – вещь незаменимая: он защищает от холода и сырости, может стать входной дверью шатра или его теплым полом, может играть роль ширмы или украшения стены. Без преувеличения, у большинства кочевых народов Азии те или иные виды ковра – самый главный предмет интерьера. В богатых шатрах целые стопки, а то и настоящие штабеля ковров демонстрировали высокое положение и богатство хозяина.






Самый большой ковер в мире
Самый большой в мире ковер ручной работы создан в 1998 г. в Иране. Его площадь составляет тысячу квадратных метров. Над ковром работали 84 женщины в течение трех лет. Специалисты оценивают уникальное творение искусства в $400 тыс. Это большая сумма, но она не соотносится со стоимостью антикварных персидских ковров. Например, коллекционный экземпляр, возраст которого 300-400 лет, оценивается в несколько миллионов долларов. Столько же стоит трехэтажный дом в центре Тегерана.

Залишити відповідь