Кроссовер из эпохи развитого социализма
Семейство «Нива» 30 лет остается на волне популярности, потому что его создатели в концепции машины предугадали будущую моду.
5 апреля автомобиль «Нива» отметил юбилей – 30 лет со дня начала серийного производства. Сейчас в Украине продается его «наследник» – Chevrolet Niva, и продается довольно успешно. Дистрибьютор «УкрАвтоЗАЗ-Сервис» в I квартале 2007 г. продал 771 автомобиль, что на 8% больше, чем год назад. Эта модель продается лучше любых других внедорожников.
В далеком 1970-м, посетив Тольятти вскоре после запуска ВАЗа, председатель Совмина СССР Алексей Косыгин высказал пожелание увидеть полноприводный вариант «Жигулей». Молодые разработчики «Нивы» предложили концепцию автомобиля, которая сейчас называется кроссовер. «Нива» должна была сочетать достоинства двух классов – высокие ходовые качества джипов и комфорт седанов. По тем временам такое предложение было почти революционным, поэтому проект с большим трудом удалось утвердить. Работа над «Нивой» держалась в тайне, а тем, кто видел опытные образцы, говорили, что это самоделка или «румынский «Фиат».
Два года подряд «Нива» завоевывала «серебро» в ралли «Париж-Дакар»
«Нива» сразу стала популярной не только в страдающем от автомобильного дефицита СССР, но и за рубежом. Этому содействовали и рекламные походы «Нивы» в горы, Антарктиду, на Северный полюс. Успеху в Европе способствовали победы в ралли «Париж-Дакар». Два года подряд «Нива» завоевывала «серебро», а выставивший команду французский автоторговец нарастил продажи этой модели с 4 тыс. до 24 тыс. в год.
Chevrolet Niva создан на базе ВАЗ-2123 «Нива». Его производит совместное предприятие GM и ВАЗ. Машина получила не только новый кузов современного дизайна, но внесены изменения в компоновку силового агрегата, переднюю и заднюю подвески, рулевое управление. Появились электроусилитель руля и возможность регулировки положения рулевой колонки. Спинка заднего дивана складывается в пропорции 2/3, что позволяет перевозить длинномерные грузы. Автомобиль комплектуется системой подогрева сидений, электроприводами стеклоподъемников и наружных (обогреваемых) зеркал, центральным замком.
О внедорожных качествах автомобиля говорят дорожный просвет 200 мм, система постоянного полного привода с пониженным рядом передач и блокировкой межосевого дифференциала, длинноходная подвеска, мощная тормозная система. Машина является весьма сбитой, не валкой, энергоемкая подвеска хорошо справляется с продольной и поперечной раскачкой.
Кроме стандартного 80-сильного двигателя VAZ-21214 объемом 1,7 л, на «Ниве» устанавливается и Opel Ecotec объемом 1,8 л и мощностью 125 л. с. Он не только мощнее, но и экологичнее, так как соответствует нормам Евро-4. В стандартную комплектацию автомобиля с этим двигателем входят ABS, кондиционер и две подушки безопасности.
Разумеется, при желании у «Нивы» можно найти и недостатки, и то, «чего нет, а хотелось бы». Но не стоит забывать, что при цене $15 тыс. (за базовую комплектацию) владелец получает все же полноценный внедорожник – достаточно комфортный и относительно недорогой в эксплуатации.
Выбор миллиардера
Поклонником «Нивы» является второй по величине личного состояния (после Романа Абрамовича) житель Англии (состояние около $7 млрд.) 78-летний Ханс Раусинг. Он разъезжает на потрепанной 13-летней «Ниве», при этом миллиардер не производит впечатления эксцентричного деревенского эсквайра или патологического скряги. Раусинг владеет огромным поместьем в Англии, дворцом на Барбадосе. За последние три года потратил на благотворительность $17 млн.
Раусинг считается одним из самых талантливых и опытных дельцов мировой бизнес-элиты. Это он превратил крохотную семейную фирму TetraPak в гиганта с оборотом $8 млрд. И он же является совладельцем украинской компании «Чумак». В Англию Раусинг переехал, чтобы не платить огромные шведские налоги.
Пользуясь «Нивой», Ханс Раусинг попросту демонстрирует поведение человека без социальных комплексов – он свободен и не позволяет огромному богатству изменить себя как личность или свой образ жизни. Ему не нужен «Мерседес» в качестве символа престижа.