Недостатки поручения
Услуги поверенного в рамках договора поручения подлежат обложению НДС. К такому однозначному заключению пришла ГНАУ, изложив его в недавно опубликованном письме.
Свою позицию налоговики мотивируют следующим образом. Гражданский кодекс устанавливает, что договор поручения предусматривает исполнение одной стороной (поверенным) от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенных юридических действий. Для этого доверитель обязан обеспечить поверенного необходимыми для выполнения условий договора средствами (в том числе денежными), если иное не установлено самим договором.
Согласно закону о НДС, объектом обложения являются операции налогоплательщиков по поставке товаров (услуг), место предоставления которых находится на территории нашего государства. Этим же законом установлен перечень отдельных видов услуг, предоставление которых не является объектом налогообложения. К ним, в частности, относятся операции по инкассации, расчетно-кассовому обслуживанию, привлечению, размещению и возврату денежных средств по договору поручения.
Исходя из этого получение (возврат) поверенным денег во исполнение договора поручения, в соответствии с которым доверитель поручает поверенному заключать от имени первого конкретные виды договоров с третьими лицами, не является объектом налогообложения НДС. Предоставление услуг по такому договору будет облагаться НДС на общих основаниях.
Эксклюзивное право
Проект Налогового кодекса, несмотря на политические бури, продолжает продвигаться в направлении Верховной Рады, поэтому его особенности стоит серьезно изучать. Немало их (к тому же довольно ощутимых) содержится в разделе «Общие административные положения». За столь хитрым названием скрывается значительный перечень вопросов, касающихся общего порядка начисления, уплаты и взимания налогов, взыскания задолженности, штрафных санкций, порядка проведения проверок. Так что по значимости он, пожалуй, превосходит все остальные разделы, кроме первого – «Общие положения».
Раздел вышел очень объемным и разноплановым. В нем немало новинок, большую часть из которых, однако, нельзя назвать позитивными для налогоплательщиков. Это, например, возможность получения неприятностей от налоговиков из-за собственных контрагентов (либо уплата задолженности перед этими субъектами в счет их налогового долга, либо внеплановая проверка вследствие нежелания или невозможности контрагентов подтвердить поданные налоговикам данные).
Кроме того, очень ограничено право обжаловать те или иные действия налоговиков. Это касается назначения внеплановой выездной проверки и приостановки операций по счетам до определения налогового залога.
Порядок для нотариуса
Минюст продолжает совершенствовать акты, регулирующие деятельность нотариусов. На сей раз внесены изменения в «Правила осуществления проверки законности исполнения частными нотариусами своих обязанностей». Они изложены в новой редакции под названием «Порядок осуществления контроля за соблюдением требований законодательства частными нотариусами при исполнении ими своих обязанностей».
Существенным нововведением можно считать новые сроки проведения комплексных проверок – не реже чем раз в два года, а также срок, предоставляемый нотариусу для устранения недостатков, который составит один месяц.
Кроме того, «Порядок…» предполагает предоставление методической помощи начинающим нотариусам в форме проверки, проводящейся через шесть месяцев после начала работы нотариуса.
Интересно положение, гласящее, что «отсутствие частного нотариуса без уважительных причин на рабочем месте (в нотариальной конторе) во время проверки является уклонением от проверки».
Штурвал фортуны
Субъектам хозяйствования, занимающимся лотереями и азартными играми, правительство подготовило несколько неприятных сюрпризов. Оформлены они в виде законопроекта №3491, зарегистрированного в Верховной Раде. В этом документе Кабмин предложил объединить нормы, регулирующие деятельность по организации и проведению как лотерей, так и азартных игр (на игральных автоматах, в карты или кости, тотализатор, рулетку и др.).
Несмотря на то что лотереи и игры имеют существенные различия в организации и проведении, их предложено регулировать одним законодательным актом. Также проект предусматривает множество весьма обременительных требований к предпринимателям.
Из предусмотренных документом положений особенно интересны следующие моменты: сохранение госмонополии на проведение лотерей; запрет проведения азартных игр через Интернет и иные средства связи; установление, кроме разового платежа за получение лицензии, еще и текущей платы.