Полигон для амбиций

Украинский драг-рейсинг переживает романтические времена. Пока спонсорам неинтересно строить гоночные болиды, бизнесмены и топ-менеджеры компаний соревнуются на собственных машинах.


Киевский автодром «Чайка» можно назвать полигоном для амбиций. С 2004 г. здесь проводятся гонки на четверть мили (402 м), известные во всем мире как драг-рейсинг. На этих соревнованиях водители соревнуются в езде по прямой трассе с максимальным ускорением, а тюнинговые ателье – в переделывании серийных автомобилей.


Хочется просто обогнать
Модными гонки на ускорение по прямой стали в конце 50-х годов XX века. Это было популярное развлечение в среде состоятельной американской молодежи. Участие в драг-рейсинге не требовало такого высокого водительского мастерства, как, например, в ралли или кольцевых гонках. Главные источники адреналина – скорость, которую может развить твоя машина, и соперник, стремящийся тебя обогнать. Со временем уличные соревнования превратились в прибыльную спортивную индустрию, но любительские заезды по-прежнему очень популярны, потому что в них может участвовать всякий желающий.


Однако доступность драг-рейсинга – понятие весьма условное. Присутствие публики и желание выигрывать все-таки делают его развлечением для состоятельных людей. И хотя на Западе есть формы соревнований, которые позволяют свести на одной трассе две машины разной мощности (так называемый бракет-рейсинг, где одному из участников дается временная фора), на территории бывшего Советского Союза они не пользуются популярностью. Хочется просто обогнать.


«Подготовка драгстера (автомобиля, специально предназначенного для драг-рейсинга) на Кубок Украины может обойтись от $20 тыс. и выше, не считая покупки базового автомобиля, – рассказывает Ирина Мануковская, руководитель проекта «Форсаж». – В качестве последнего сегодня используются достаточно дорогие серийные марки».


Сыграть героя
Сегодня многие соискатели Кубка Украины по драг-рейсингу владеют собственным бизнесом или успешно управляют чужим. Разумеется, состоятельность – не единственное условие.


«Очевидно, на гонки приезжают люди, которым для самореализации недостаточно иметь работу, пусть и очень хорошую, – комментирует ситуацию Ирина Мануковская. – Драг-рейсинг может дать эмоциональную разрядку. Кому-то достаточно посидеть на трибуне, кто-то решается участвовать. Нередко участниками гонок становятся люди, которые состоялись в профессиональном плане и достигли успехов в бизнесе. Теперь дело работает на них, поэтому они сами формируют свой рабочий день и могут выделить достаточно времени для такого затратного хобби. Многим из них по 30-35 лет, все они эмоционально активны».


Автогонщик – один из самых популярных мужских героических типажей, появившихся в XX в. Возможность сыграть эту роль публично, пожалуй, еще одна причина, по которой автолюбители выходят на трассу.


Пределы тюнинга
В соответствии с законами аэродинамики после того, как машина разгоняется до 100 км/ч, встречный поток воздуха начинает оказывать влияние, которое нельзя игнорировать, если, конечно, ты хочешь выиграть заезд. Начало активного развития тюнинга практически совпадает с возникновением драг-рейсинга.


Организаторы вспоминают, что на первые гонки, известные сейчас как «Форсаж», люди приезжали на обычных машинах. Сегодня выиграть Кубок Украины на серийном автомобиле, пусть даже очень дорогом, практически невозможно. В 1990-е годы тюнинг в отечественных условиях был рискованным мероприятием. Появление в наше время большого количества СТО и тюнинговых ателье, в которых работают грамотные специалисты, стало одним из основных факторов популярности драг-рейсинга.


В США автомобиль категории Pro Stock (переделанный из серийной модели) может проехать 402 м менее чем за 4,8 с. В прошлом году лучший результат, показанный на автодроме «Чайка», – 9,96 с. Есть куда расти. Главное –делать это не очень быстро.


«Откровенно говоря, наша площадка пока что физически не способна принять машину, которая имеет зачетное время 4-5 с, – делится Ирина Мануковская. – Не хватит места для торможения, да и покрытие трассы необходимо другое».

Залишити відповідь