Рейтинги финансистов очень важны, поскольку они оказывают непосредственное влияние на рынок, ускоряя процессы качественных изменений.
Когда на работу нанимают маркетолога, у него спрашивают, с какими брендами ему приходилось работать. Нанимая генерального директора, интересуются, всепобеждающие стратегии каких компаний ему приходилось разрабатывать. Нанимая на работу финансиста, все, что может спросить директор по управлению персоналом, – это имеются ли у него дипломы и регалии. О специфике предыдущей работы финансисты обычно предпочитают не рассказывать, понимая, что именно того же от них будет ожидать и будущий наниматель касательно специфики работы в его компании. А задавать профессиональные вопросы из области финансов умеет далеко не каждый HR-директор, так как это требует достаточно глубоких познаний. Впрочем, как говорил Роберт Шекли, «для того чтобы правильно задать вопрос, нужно знать большую часть ответа». Побороть скудность информации, вызванную спецификой работы, при оценке финансиста как работника предприятия можно, в частности, с помощью публичного признания заслуг последнего в виде рейтинга.
Критерии рейтинга «&» можно разбить на две группы, каждая из которых состоит из трех частей. Первая группа отражает квалификационную подготовку финансиста, вторая – характеристики, призванные оценить его работу в контексте организации.
В основу первой группы критериев заложен принцип финансовой отчетности. Эти показатели говорят о достижениях финансиста в управлении активами и пассивами. Что касается управления активами, то необходимо оценить способность финансового директора организовать свою деятельность таким образом, чтобы структура имущества компании была оптимальной. Здесь и управление запасами, основными фондами, и влияние финансиста на управление дебиторской задолженностью и многое другое. Но для того чтобы всем этим управлять, необходимы деньги.
В данном случае подключается второй критерий – управление структурой капитала. По первым двум критериям высокий балл должны получать финансовые директора, способные правильно управлять финансированием фирмы, привлечением источников капитала и применяющие новые инструменты рынка капиталов. Они давно и активно работают на внутреннем и внешнем рынках облигаций, заботятся о кредитном рейтинге компании, привлекают синдицированные кредиты, выпускают евробонды или осваивают IPO.
Третий критерий – эффективность построения финансовой системы внутри компании – требует от финансового директора не просто управлять расчетным счетом, но и быть своего рода «финансовым архитектором» компании. Он должен видеть будущий дом финансов фирмы так же четко, как архитектор видит контуры будущего строения, приступая к первым чертежам. Важно понимать, какими путями нужно организовать движение финансовой информации, при этом обеспечив управленский и финансовый учет. Однако построение такой системы не может ограничиваться банальным внедрением системы ERP.
В основу второй группы критериев легли не просто проявления личных качеств финансиста, стратегического мышления, инновативности и коммуникативности, но и его успешность в контексте организации. Основная проблема для финансового директора заключается в том, как гармонично соединить операционную каждодневную текучку операций и стратегическую составляющую. Высший балл по критерию «стратегическое мышление» должны получать те финансисты, которые мыслят глобально, продумывая шаги наперед.
Критерий инновативности говорит сам за себя. Я, конечно, не утверждаю, что финансист обязательно должен быть инновативным в бухгалтерском учете. Однако ему не следует путать выполнение формальных стандартов бухучета с принятием решений, касающихся управленческого учета, где использование новых инновационных концепций просто необходимо.
Без преувеличения скажу, что от критерия коммуникативности зависит успешность работы финансиста в контексте деятельности подразделений компании. Впрочем, если финансист некоммуникабелен, то как он может выпросить деньги? А «просить» порой приходится часто, например, у банков, потенциальных инвесторов, коими могут выступать и финансовые институции, и отдельные венчурные капиталисты. Правда, в данном случае речь может идти также об общении с персоналом внутри организации. При этом необходимо понимать потребности собеседника, частично знать функционалы других подразделений, специфику работы и оказывать помощь финансовой вертикали в виде представления необходимой профессиональной и специфически обработанной финансовой информации. Именно те финансовые директора, которые научились это делать, обычно считаются на рынке лучшими.