Коренным образом улучшить экономические показатели украинских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) способны только глобальные инвестиции в производственные мощности, а не пошлины на импортные топлива, вопрос введения которых рассматривают украинские власти, считает генеральный директор Мозырского НПЗ (ОАО "Мозырский НПЗ", Беларусь) Анатолий Куприянов.
"Ситуация с украинскими НПЗ мне ясна: без инвестиций эта отрасль не живет. Я слышал, что один из крупнейших НПЗ вашей страны тратит на развитие около $20 млн в год", – сказал он в интервью газете "Зеркало недели. Украина", добавив при этом, что Мозырский НПЗ только на текущие или плановые ремонты направляет в год не менее $45 млн.
"Эти деньги мы даже не учитываем в качестве инвестиций. А что такое $20 млн для крупного НПЗ, если, к примеру, одна установка гидроочистки бензина каталитического крекинга стоит $100 млн", – добавил топ-менеджер.
Кроме этого он полагает, что в Украине нет будущего у небольших заводов с мощностью переработки менее 6 млн тонн нефти в год. Руководитель Мозырского НПЗ отметил, что уход с рынка малых заводов – общемировая тенденция.
Таким образом, полагает А.Куприянов, в Украине при достаточном уровне инвестиций из пяти функционирующих НПЗ перспективы есть только у крупных – Кременчугского НПЗ (ПАО "Укртатнафта", Полтавская обл.) и Лисичанского НПЗ (ЧАО "ЛИНИК", Луганская обл.). "Боюсь, у остальных украинских НПЗ такой перспективы нет", – подчеркнул А.Куприянов.
Он также высказал свое мнение относительно возможного введения в Украине пошлин на импортные нефтепродукты, назвав такие действия негативными. А.Куприянов считает, что пошлины лоббируют украинские заводы для того, чтобы удержаться на рынке с минимальным затратами на развитие. "Фактически это желание сохранить рынок низкокачественного продукта", – отметил руководитель НПЗ.
А.Куприянов добавил, что сегодняшние обвинения белорусских поставщиков нефтепродуктов в демпинге на украинском рынке безосновательны.
"Все приводят в пример 2010 год, который как раз выдался для нас очень сложным. Начались поставки российской нефти с пошлиной, альтернативные поступления из Венесуэлы. (…) А ведь раньше мы работали в более комфортных условиях, закупая нефть до 2007 года вообще без пошлин по внутренним ценам России. Тогда почему-то это никого в Украине не волновало", – сказал он, добавив, что уже в тот период украинские НПЗ покупали нефть значительно дороже, чем белорусские, но не требовали введения каких-либо заградительных мер в стране.
При этом он считает, что в случае введения пошлин на рынок может прийти дешевый некачественный нефтепродукт.
Как сообщалось, Украина в конце января 2011 года начала специальное расследование относительно импорта в страну отдельных видов нефтепродуктов в независимости от страны происхождения.
Министерство энергетики и угольной промышленности поддерживает введение пошлин независимо от страны происхождения на бензины – EUR130/тонна, на дизтопливо – EUR80/тонна.
Украинские НПЗ неоднократно заявляли, что получают нефть для переработки по мировым ценам, в то время как страны Таможенного союза, в частности, Белоруссия, приобретают сырье без пошлины, и формируют значительную долю импорта нефтепродуктов в Украине. Местные заводы считают, что пошлины позволят увеличить переработку нефтяного сырья и провести модернизацию производств.
Крупные сети АЗС, преимущественно импортирующие нефтепродукты, негативно высказались о возможности введения пошлин, считая, что это приведет к монополизации рынка украинскими НПЗ, а также к резкому росту цен на нефтепродукты. Свою обеспокоенность возможным введением пошлин в совместном письме премьер-министру Украины изложили посольства Литвы, Румынии и Польши.
Государственная налоговая служба Украины считает, что введение пошлин на импортные нефтепродукты может значительно повысить цену топлив.
Такого же мнения придерживается и первый заместитель министра экономического развития и торговли Вадим Копылов, которые считает, что пошлины приведут к росту цен на нефтепродукты на 30-40%.
В свою очередь премьер-министр Украины Николай Азаров считает, что страна стала слишком зависима от импорта, колебаний цен на нефтепродукты и нефть в мире, а значит данное положение нужно исправить.
Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».