Делать деньги можно фактически из одной только идеи, если она оригинальна. Например, разведение экзотических насекомых.
Директор фермы экзотических насекомых «Багдизайн» Илья Вологин основал собственный бизнес, еще будучи студентом государственного университета им. Т. Шевченко. За два года существования его предприятие стало крупнейшим в мире по количеству и разнообразию видов членистоногих.
Тропических насекомых (пауков-птицеедов, скорпионов, богомолов, муравьев, жуков, многоножек), которых разводят на небольшой ферме под Киевом, покупают крупнейшие научные институты и зоопарки Европы, в качестве актеров их снимают в рекламных роликах и музыкальных клипах. Бизнес идет настолько успешно, что его хозяин категорически отказался обозначать величину оборотов и дохода, дабы не наплодить конкурентов. Хотя… Дело это ведь настолько необычное, что даже большие деньги соблазнят на такую деятельность далеко не каждого.
Жажда своеобразия
ИдеЯ разводить и продавать экзотических насекомых, как рассказывает сам Илья Вологин, пришла к нему внезапно. Он не был юным натуралистом, не увлекался в детстве пауками-муравьями, как это свойственно человеку, организовавшему столь экзотическую ферму. Раздумывая о своем будущем, Илья просто не представлял себя в качестве наемного специалиста, «делающего карьеру» в чужой компании. Хотелось независимости – своего полноценного бизнеса (причем такого, чтоб «не как у всех»). Так, перебирая в уме различные варианты, студент филфака вдруг обнаружил никем не занятую нишу – разведение и продажа экзотических насекомых. Нужно сказать, что этот почти случайный выбор и обусловил успех дела. В этом смысле пример «Багдизайна» как нельзя лучше иллюстрирует, как можно делать деньги фактически из одной только идеи, если она оригинальна.
Знание нескольких иностранных языков позволило Илье Вологину осуществить нечто вроде собственного маркетингового исследования. Изучение информации в Интернете показало, что в США «паучиный» бизнес считается довольно прибыльным. А побывавшие в Соединенных Штатах знакомые наперебой рассказывали, с каким удовольствием покупают пауков в качестве домашних животных американцы, как модно там украшать террариумами офисы. Но США отделены от нас океаном, поэтому никто в Европе не заказывает пауков из Америки – слишком большая вероятность их гибели при транспортировке.
В самой же Европе ни одного серьезного предприятия по разведению членистоногих не обнаружилось. Удалось «вычислить» только три-четыре фермы, но они специализировались либо на одних только пауках, либо на бабочках. В основном рынок экзотических животных, как оказалось, стоял и стоит на любителях (то есть на тех, кто содержит в домашних условиях максимум пару видов). Илья Вологин не собирался вести дела на любительском уровне и придерживаться какой-либо узкой специализации. Он решил делать настоящий бизнес – собрать максимум доступных видов.
К тому же Илье было интересно заниматься еще и научными изысканиями, поскольку о некоторых видах членистоногих науке до сих пор известно совсем немного. Ни один институт в Украине не изучает тропическую живность. И собирать необходимую для ведения дела информацию было практически негде, пришлось накапливать свою. Такой серьезный подход впоследствии привел к тому, что ферма «Багдизайн» (малоизвестная в Украине) стала одним из самых уважаемых и солидных поставщиков экзотических членистоногих для европейской науки.
Первая партия
Казалось, самым сложным на первом этапе будет найти поставщиков и организовать транспортировку. Ан нет… Труднее всего, оказалось, оформить разрешительные документы. Для того чтобы ввезти в Украину тропических пауков, требуется специальный сертификат. Такая бумага нужна для импорта каждого вида животного. Кроме того, компания, занимающаяся подобным бизнесом, должна получить еще специальную лицензию на ввоз, разведение и продажу экзотических животных.
В ходе длительных скитаний по инстанциям Илья Вологин получил-таки разрешение на ввоз первой партии малышей пауков-птицеедов. Почему именно их? Пауки-птицееды – самые безобидные и вместе с тем наиболее красивые среди экзотических пауков. Кроме того, они довольно просты в содержании (а значит, потенциальная клиентура покупателей не ограничивается только узким кругом знатоков-любителей). Свое пугающее название птицееды получили благодаря досадному недоразумению. Натуралисты-первооткрыватели Южной Америки прислал и в Старый Свет гравюру с изображением гигантского паука, пожирающего птицу. Позже выяснилось, что «ужасный» паук охотился на колибри (птичку размером с небольшую бабочку), а гигантов-членистоногих, способных нападать на птиц, в действительности не существует. Но название «птицееды» все же закрепилось за целым видом красивых «мохнатых» пауков. Рассказывая о своих любимцах, Илья Вологин называет их «милыми пушистыми хомячками на восьми лапах».
Продать первых паучков удалось довольно быстро, что подтвердило предположение о существующем неудовлетворенном спросе на такую домашнюю экзотику. До сих пор оригиналы, желающие заполучить тропическое животное в качестве домашнего любимца, вынуждены были рыскать в одесском морпорту. Оказывается, в ящиках с бананами-апельсинами к нам из Африки совершенно случайно попадают и эти «нелегалы». Впоследствии такие «нарушители» иногда перепродаются на птичьих рынках.
Но директор «Багдизайна» не видел конкурентов в моряках и перекупщиках. Он трезво рассчитал, что благоразумный человек вряд ли будет покупать паука у продавца, ничего не знающего ни о виде, ни о состоянии здоровья своего подопечного. Поэтому конкурентные преимущества своего предприятия Илья Вологин сформулировал еще в самом начале бизнеса: во-первых, он сможет гарантировать покупателю здоровье и безопасность животного, во-вторых, сможет дать самую полную и грамотную консультацию о содержании питомца.
Вот так фермер!
Ассортимент «Багдизайна» накапливался постепенно. После первой партии пауков Илья привез скорпионов, чуть позже – бабочек. Специфика бизнеса не требовала больших первоначальных вложений капитала. «Прощупывать» рынок можно было постепенно, практически ничем не рискуя. Основные затраты компании заключались в покупке и транспортировке животных в Украину. На начальном этапе не требовалось даже отдельного офиса – террариумы Илья Вологин держал у себя в квартире. Но по мере накопления коллекции все это «зверье» перестало помещаться в доме. Особенно много места для обитания требовали бабочки. И неудивительно. Во-первых, размах крыльев у некоторых экзотических видов достигает 30 см. Во-вторых, бабочкам нужно большое пространство для спаривания (потому что процесс сей совершается прямо в полете). Пришлось организовать специализированную ферму под Киевом с теплицами круглогодичного цикла. Вход на ферму категорически закрыт для посторонних. По словам владельца, это необходимо для того, чтобы поддерживать стерильность и безопасность.
Сегодня на ферме работают пять человек. Это обслуживающий персонал и специалисты, занимающиеся обновлением информационного сайта компании. В Украине найти людей, разбирающихся в вопросах содержания и разведения членистоногих, – дело непростое. Поэтому доставку заказов клиентам Илья Вологин делает пока собственноручно, ведь никто не расскажет покупателю обо всем, что касается новоприобретенного питомца лучше, чем он.
Ходовой товар…
бегающий и летающий
Как ни странно, основной доход предприятию приносит разведение и продажа пауков. Из всего диковинного списка продукции «Багдизайна» именно они пользуются наибольшей популярностью. И это несмотря на многочисленные голливудские фильмы ужасов, внушающие людям, никогда не видевшим тропических пауков вживую, страх перед ними. Можно даже сказать, что в какой-то мере существующие в обществе предрассудки в отношении пауков сыграли на руку владельцу «Багдизайна». Благодаря им содержание паука дома превратилось в хороший способ подчеркнуть свою инаковость в глазах знакомых, произвести впечатление (Илья рассказал по секрету, что среди его клиентов есть «серьезные» люди, решившие обзавестись наконец «нормальным» пауком вместо надоевшего питбуля). Сегодня на ферме «Багдизайн» содержится более 100 видов пауков из всех 950 известных науке. Стоимость устанавливается в зависимости от редкости вида, сложности содержания, размера и возраста особи. Так, новорожденный паучок какого-либо многочисленного в природе вида может стоить всего $0,5. Цена же на паука редкого и красивого вида измеряется тысячами долларов.
На втором месте по популярности после пауков-птицеедов оказались скорпионы. «Домашние» скорпионы, как и пауки-птицееды, – вполне безобидные создания. Их укус не страшнее укуса пчелы (да и атаку-то они используют только для самообороны). Наибольшим спросом у украинских покупателей стали пользоваться императорские скорпионы (это самый большой в мире вид – более 20 см в длину). Положительно повлияла на продажи идея продавать скорпионов в террариумах со специальными ультрафиолетовыми лампами «лунного света» (хитиновый покров скорпиона при таком невидимом освещении ярко отражается синевато-зеленым светом в темноте, что смотрится очень эффектно).
Владелец «Багдизайна» понимал, что позиционировать свой товар можно и нужно по-разному: экзотическое животное – как домашний любимец и как необычный подарок; красивый террариум – как дополнение к интерьеру офиса. В качестве подарков для детей хорошо «пошли»… муравейники. Но это может показаться странным лишь на первый взгляд. Ведь по сложности социальных связей муравейник не уступает современному городу. Наблюдать за мудреной муравьиной жизнью через прозрачную гелиевую стенку муравейника интересно и ребенку, и взрослому. Что касается истории «домашних» муравейников, то в Европе, оказывается, зафиксированы случаи содержания до 2 млн.
муравьев! А стоимость некоторых муравьиных колоний достигает $10 тыс. В «Багдизайне» считают, что завозить такой товар в Украину еще не время. Зато муравейники стоимостью $10-100 пользуются большим спросом.
Стандартная базовая колония-муравейник включает в себя одну матку и 25 рабочих особей.
По данным «Багдизайна», в Украине сегодня несколько тысяч любителей насекомых (любителем называется тот, кто содержит более одного вида). Особенно много клиентов из Западной Украины.
Салют из бабочек
Огромный (более 300 видов) ассортимент «продукции» позволил Илье Вологину предложить совершенно уникальную для Украины услугу – аренду насекомых. В Соединенных Штатах многие любители делают бизнес на том, что предоставляют своих экзотических животных в аренду киношникам, рекламщикам и клипмейкерам. Услуга оказалась востребованной и у нас. Муравьи «Багдизайна» уже успешно снялись в рекламе мобильной связи, бабочки – в рекламном ролике алкогольных напитков, тысяченожки – в одном из музыкальных клипов.
Особую нишу на рынке «Багдизайну» удалось занять, поставляя членистоногих за рубеж. У европейских зоопарков и специализированных научных институтов существует постоянный спрос на легально разводимых тропических животных. Им нужны именно разведенные в неволе особи. Только в этом случае можно гарантировать, что животное не заражено паразитами и грибками, неизбежными при существовании в естественной среде. Буквально сразу об украинской ферме экзотических насекомых стало известно всем ведущим специалистам Европы, название фермы включили в специализированные справочники. Сейчас «Багдизайн» входит в состав Мирового общества ученых арахнологов (специалистов по паукам).
В своем деле Илья Вологин никак не мог обойти вниманием и бабочек, хотя в этом сегменте рынка (и в России, и Украине) на момент прихода туда «Багдизана» уже работало несколько специализированных компаний. Бабочки живут не дольше, чем цветы (от нескольких дней до одной-двух недель), поэтому и бизнес этот похож на цветочный. Основная услуга специализированных компаний – так называемый салют из бабочек – изысканное дополнение к сценарию памятного события или корпоративного праздника. Бабочек перевозят к заказчику в темноте в сонном состоянии (что позволяет избежать стрессовой ситуации), на свету в теплом помещении они просыпаются и взлетают пестрым салютом. На сегодняшний день самый большой заказ на бабочек на постсоветском пространстве был сделан именно в Украине. Это был случай невиданного расточительства: салют из 1000 бабочек! Обычно клиенты заказывают от 10 до 20 экземпляров. Этого вполне достаточно, чтобы оригинально и не слишком дорого украсить праздничную церемонию, к примеру, свадьбу. Бабочки продаются и как «живые открытки» (объемная открытка, из которой вылетает красивая бабочка). Среднерыночная цена на одну бабочку в рознице – $25-40. Бизнес на бабочках был продуман еще предшественниками «Багдизайна». В этом случае Илья Вологин изменил своему жизненному принципу оригинальности. Но перспективность направления, как он считает, того стоила. Практика показывает, что бюджеты на корпоративные празднества в Украине растут с каждым годом, а салют из бабочек и «живые открытки» видели еще не все.
Нужна «витрина»
Как можно судить со стороны, на сегодняшний день продвижение – практически единственное слабое звено быстро развивающейся компании. Представления о цивилизованном ведении бизнеса не позволили директору «Багдизайна» выставить свой товар на птичьем рынке (где, в общем-то, и сосредоточена тусовка всех интересующихся экзотическим товаром покупателей). Продажи и на первом этапе, и сейчас ведутся только через интернет-магазин, что, естественно, значительно сужает круг потенциальных клиентов. Илья Вологин сам осознает, что продвигать такой специфический товар через Интернет довольно проблематично. Ведь зачастую люди не понимают, как красивы и интересны пауки и скорпионы, пока не увидят их собственными глазами. Даже очень качественная цветная фотография вряд ли побудит новичка к покупке. Из-за этой трудности сбыта динамика продаж «Багдизайна» на сегодняшний день мало предсказуема, если не сказать – хаотична (от 10 экземпляров в месяц до 50 – в неделю).
Представить товар воочию можно было бы, к примеру, организовав выставку в зоопарке. Но такая реклама противоречила бы позиционированию «Багдизайна» как фермы, предлагающей экзотических животных для клиентов VIP-уровня. В результате владелец «Багдизайна» пришел к выводу, что для увеличения продаж в Украине компании необходима собственная постоянно действующая экспозиция. Созданием ее он сейчас и занимается.