Теперь оплачивать покупки в новой системе онлайн-платежей могут пользователи из Украины, Беларуси, Казахстана и других стран СНГ, сообщается в пресс-релизе.
Открыть счет в «Яндекс.Деньгах» может любой, у кого есть логин на Яндексе. Платежная система позволяет переводить деньги друг другу и оплачивать товары в сети. Компания предполагает, что основной оборот платежей будет приходиться на электронные товары и услуги — например, софт, билеты на самолет и поезд, за интернет-рекламу, за онлайн-игрушки и т.д. «В странах СНГ люди пользуются теми же интернет-сервисами, что и в России. Так же общаются в социальных сетях, говорят по Skype, играют в онлайн-игры, читают электронные книжки и слушают музыку. Теперь они смогут, как и российские пользователи, оплачивать эти и другие услуги «Яндекс.Деньгами», — отметила Евгения Завалишина, генеральный директор компании «Яндекс.Деньги».
Одним из ведущих направлений, где активно могут применяться Яндекс.Деньги, могут оказаться социальные сети. При этом, конкуренцию нововведению Яндекса, очевидно, составят «местные» виртуальные валюты. Так, сервис такой оплаты уже открыли «Вконтакте», «Одноклассники», Facebook и Живой Журнал. В то же время, они используются сугубо внутри самой сети и касаются только дополнительных функций, расплатиться же за реальные товары ими пока нельзя. Кроме того, эксперты прогнозируют, что подобные сервисы в соцсетях пока еще ненадежны, у них нет достаточной юридической базы. Так, PR-директор компании Webmoney Transfer Ксения Великина отметила, что как будут развиваться такие платёжные системы и как будут выстроены их бизнес-процессы, может показать только время, сейчас же в пользовательских соглашениях этих «валют» вовсе нет «каких-либо внятных объяснений того, что это вообще такое». Так что пока у «Яндекс.Деньги» есть неплохая перспектива побороться за платежный рынок популярных в настоящее время «социалок».
Также в сообщении отмечается, что занесение на счет денежных средств для жителей СНГ осуществляется в местной валюте через две системы денежных переводов: Contact и Anelik. Введенные деньги пересчитываются по курсу системы и переводятся на счет «Яндекс.Денег» в рублях, чтобы в дальнейшем ими можно было расплачиваться с онлайн-магазинами. Счет пользователей также ведется в рублях. Комиссия за ввод средств составляет от 1,5% до 2%. Для покупок в зарубежных магазинах — например, Amazon или App Store — Яндекс.Деньги оформят виртуальную карту в долларах или евро.
Компания затрудняется дать какой-то определенный прогноз развития этого бизнес-направления в странах СНГ, однако предполагает, что число пользователей на постсоветском пространстве будет развиваться по аналогии с другими сервисами «Яндекса» в СНГ. Например, месячная аудитория Яндекс.Маркета, по данным TNS, в январе 2011 года составила 10 млн., из них примерно 10% пришлось на Украину.
Однако стоит учесть, что конкуренция на рынке онлайн-платежей велика во всем мире, в том числе на рынках СНГ. Так, среди ведущих игроков, в частности, на украинском рынке стоит отметить российские платежные системы PayCash, WebMoney, Portmone и Rupay.
В конце февраля компания «Яндекс.Деньги» запустила сервис, позволяющий привязать банковскую карту международных платежных систем Visa и MasterCard к электронному кошельку и платить в интернете напрямую с банковского счета. Для того, чтобы воспользоваться этой новой функцией, пользователю достаточно однажды ввести данные своей банковской карты в личном кабинете электронного кошелька. После того, как карта будет привязана, пользователь при оплате товаров и услуг сможет выбрать источник платежа: банковский счет или счет «Яндекс.Денег». При оплате банковской картой через электронный кошелек не взимается комиссия. Кроме того, данные банковской карты (например, номер карты) не передаются сторонним сайтам — продавцам товаров и услуг, что уменьшает вероятность утечки этих данных к злоумышленникам. Подобную схему оплаты использует, например, одна из крупнейших мировых онлайновых платежных систем PayPal.
В связи с появлением на украинском рынке нового крупного игрока, «Компаньон-Онлайн» попросил прокомментировать это событие Игоря Горина, директора межбанковской системы электронной доставки и оплаты счетов PORTMONE.COM:
Насколько велик рынок онлайн-платежей в Украине?
Оценивать размер рынка бессмысленно, т.к. мелкие компании свою статистику сознательно раздувают, а крупные сознательно давать не будут, чтобы не раздражать. И эта ситуация совершенно правильная, открытость и публичность — это инструмент и признак развитого акционного фондового рынка. А у нас в стране идет лишь период первоначального накопления капитала. Так что не верьте ни одной оценке этого рынка.
Сколько игроков в Украине, кого считаете своими основными конкурентами?
Сначала нужно определиться в терминах. Если речь идет именно о финансовых инструментах (сервисах) которыми можно оплачивать через интернет, то начать нужно с систем Visa, Mastercard, НСМЭП, систем электронных денег и систем интернет-банкинга. Используя возможности систем платежных карт, в Украине работает целый набор платежных сервис-провайдеров, в том числе и Portmone.com
Систем электронных денег меньше — Webmoney (юридический спор сейчас опустим, говорим о факте), ManeXy, ну вот еще и Яндекс.Деньги, вместо закрывшейся не так давно Imoney.
А системы интернет-банкинга сейчас уже есть, или находятся в стадии запуска у всех крупных украинских банков.
Что, по вашему мнению, будет основным преимуществом компании при обостряющейся конкуренции?
Каждая компания сейчас находится в стадии специализации. Период, когда появлялись просто некие общие, универсальные платежные системы, уже прошел. Portmone.com специализируется на электронной оплате счетов, сервисы Приватбанка — на денежных переводах, системы, работающие с социальными сетями — на электронных товарах. Рынок ждет четкая дифференциация. Общая же тенденция всех участников рынка — фокусирование на мобильных платежах.
Справка:
«Яндекс.Деньги» были созданы в 2002 году. Ежедневно в системе открывается более 8000 новых счетов, проводится более 80 000 платежей за различные товары и услуги. К системе сейчас подключено более 3 000 российских и зарубежных магазинов.