Тренинги и семинары с каждым годом становятся все менее эффективным способом развития персонала – они восполняют пробелы в знаниях, однако не могут мотивировать сотрудников. Совместить же функции подготовки кадрового резерва, повышения квалификации и мотивации персонала способны внутрикорпоративные университеты (ВКУ). Поэтому неудивительно, что украинские компании в последнее время все чаще стали обращаться именно к этой форме обучения сотрудников.
Своя рубаха ближе к телу
Что же представляет собой внутрикорпоративный университет? В первую очередь это система, призванная не просто повысить уровень профессиональных знаний и навыков у сотрудников, а обучить их достигать стратегические цели компании. Именно поэтому большинство программ внутрикорпоративных университетов базируются в основном на кейсах самого предприятия – ведь персонал нужно в первую очередь обучить тому, что он должен делать в этой компании, а не вообще в отрасли.
Бесспорно, создание внутрикорпоративного университета – мероприятие достаточно затратное: даже если учебные программы предоставляются головным офисом, немало усилий и средств «тянет» адаптация (даже отечественный топ-менеджмент знает английский язык все еще не на том уровне, что бы воспринимать англоязычные курсы). Однако эти инвестиции оправданы, так как подготовка, которую дает внутрикорпоративный университет, имеет целый ряд преимуществ перед другими видами обучения персонала. Во-первых, как уже говорилось выше, внутрикорпоративный университет формирует активный инструмент реализации стратегии компании. Развитие персонала не только работает на «покрытие дефицита знаний и навыков», но и ориентируется на будущие стратегические задачи. Само собой, такое обучение обеспечивает организацию квалифицированными кадрами на продолжительный период, что определяет «кадровую непотопляемость» компании. Создание ВКУ также позволяет повысить мотивацию у перспективных, талантливых сотрудников и дает возможность отслеживать и постоянно повышать эффективность обучения и развития (как с точки зрения результата, так и с точки зрения соотношения «цена/качество»). В конце-концов, наличие в компании внутрикорпоративного университета обеспечивает отлаженный бизнес-процесс развития сотрудников, четко определяя ответственность каждого участника этого процесса и давая возможность правильно оценить работу всех лиц, включенных в процесс развития персонала.
Не дурной пример
Пока создание внутрикорпоративных университетов – прерогатива компаний с мощными хед-офисами на западе или в России. Это легко объяснимо: во-первых, культура обучения в ВКУ пришла из западных стран, а во-вторых, только крупные компании имеют ресурсы для разработки и внедрения программ для собственных университетов. Наиболее интересными примерами ВКУ в Украине являются образовательные центры таких компаний как «Миттал Стил Кривой Рог», «Metro Cash&Carry Украина» и ЗАО «Украинские радиосистемы» (украинская «дочка» ОАО «ВымпелКом», торговая марка «Билайн»).
Если «Metro Cash&Carry Украина» обучает своих украинских сотрудников в собственном образовательном центре со дня прихода в Украину, то у «Билайна» и «Миттал Стил Кривой Рог» ВКУ были запущены совсем недавно.
По словам Франка Паннира, главы Администрации по кадрам и связям с общественностью ОАО «Миттал Стил Кривой Рог», в прошлом году компания выделила на обучение сотрудников 4 млн. грн., которые направлены на подготовку 16 тыс. человек. Повышение квалификации персонала проводится на базе программы Alcelor Mittal, и предполагает 4 направления: оценка эффективности управления; повышение квалификации управленческого персонала и его подготовка; работа с кадровым резервом (молодыми специалистами), а также подбор и подготовка молодых талантов –специалистов, которые в ближайшей перспективе смогут занять высшие руководящие должности в компании.
Задержка с запуском программ подготовки, по словам г-на Паннира, связана с переводом программ на русский язык. «Одна из самых серьезных проблем при обучении наших сотрудников во внутрикорпоративном университете – языковый барьер. Поэтому в прошлом году на базе центра управления персоналом мы открыли курсы обучения английскому языку именно нашего высшего руководства, и сейчас по программе Global English у нас обучаются уже порядка 100 руководителей компании», – рассказывает Франк Паннир.
Что касается ВКУ «Билайна», то по словам корпоративного тренера «Билайн Университета» Лейлы Алиевой программа университета создана по принципу MBA, и включает около 150 тренинговых курсов по основным направлениям: техническое обучение; развитие управленческих компетенций; электронное обучение; развитие ориентации на клиента; обучение продажам. «Билайн Университет» — единый образовательный центр для сотрудников и деловых партнеров международной группы компаний ОАО «ВымпелКом», действующий в 7 странах мира. «Обучение в корпоративном университете дает возможность кросс-функционального общения и развития. Все программы четко ориентированы на целевые аудитории внутри и вне компании, а цели корпоративного университета напрямую связаны с целями компании», – рассказывает г-жа Алиева.