Site icon Companion UA

Помочь сформировать свой стиль общения с миром

Генеральный директор, он же собственник компании, сформулировал цель: отойти от оперативного руководства и изменить систему управления таким образом, чтобы делегировать часть полномочий менеджерам, что позволит сосредоточиться на стратегическом управлении. Однако на данный момент вся деятельность вращается вокруг генерального.

Задача системная, требующая и определенных преобразований, и обучения. Проводим стратегическую сессию, цель которой — моделирование проблемных зон, формирование задач развития и программы действий. Сначала последовали презентации, в ходе которых неоднократно заявлялось, что «у нас в компании все замечательно».

Но нам с коллегой (консультант) удалось направить группу топов на реальный анализ проблем компании. В этот момент гендиректор начал демонстрировать признаки беспокойства, а потом вдруг перешел в режим возмущения открывшимися фактами. Он произнес пламенную 20-минутную речь об ответственности топ-менеджеров, о своем сложном положении как собственника и необходимости топов быть сознательными и не обманывать его высокие ожидания. Группа сидела молча — сказать было нечего, речь генерального была совершенной. Но после этого с группой стало невозможно работать — налицо были все признаки то ли глубокого транса (как результат глубочайших переживаний от услышанного), то ли отупления (от осознания собственной низости и подлости), и никаких признаков движения мысли. Для восстановления работоспособности группы понадобилось два часа рабочего времени и получасовой перерыв на кофе с пряниками (что смягчило нравственную травму). Директор, кроме проведения стратегических сессий, решил провести также системное обучение топов. Для всего менеджмента им было проведено несколько семинаров по методологии Адизеса, как раз о качестве менеджмента.

В результате все сотрудники поняли, в чем разница между A, E и другими буквами модели Адизеса, этапы развития организации и несколько других занимательных моделей, и стали использовать в разговорах термины Адизеса, то есть, по сути, обучение оказалось успешным — все было усвоено. Но при этом ничего не изменилось в компании. Генеральный нервничал: «Это люди у меня такие бестолковые или методология Адизеса — очередной „бренд“, а может, тренеры — непрофессионалы? Или все вместе?».

В этой связи вспоминается анекдот. На центральной площади Львова стоят два человека, один из которых постарше, и говорят на украинском языке. Подходит турист из России и спрашивает: «Как пройти на улицу Х?». Они на него смотрят и молчат. Человек повторяет свой вопрос на английском, французском и немецком. Те молча на него смотрят. Турист разочарованный уходит. Старший обращается к младшему: «От бачиш, яка розумна людина! І що це їй дало?».

Когда похожая ситуация повторилась на следующей стратегической сессии (анализ проблем — взывание к высоким нравственным ценностям — отупление топов), мы поняли: это и есть механизм, с помощью которого топы и средний менеджмент поддерживаются в состоянии управляемой глупости. И обратная сторона этого — невозможность для генерального директора осуществить делегирование полномочий и перестроить систему их распределения. Мы сообщили директору, что дальше проводить стратегические сессии со всей группой не имеет смысла, как и учить топов новым компетенциям. Причина совсем в другом. Главные изменения должны произойти в поведении самого генерального.

Потребовалось некоторое время, чтобы он признал это (хороший фильм на данную тему — «Сердце ангела» с Микки Рурком). Потом уже наступил черед вполне конкретных и точных действий по изменению модели коммуникации. Корни старой модели не имели никакого отношения к бизнесу, она позволяла решать глубоко личностную, бессознательную задачу. Однако благодаря этой модели гендиректор и создал компанию. Вы не поверите, но в 100% случаев корни моделей управления топов — не в сфере бизнеса. Они растут из семьи (иерархия отношений, место каждого в семье), дворовых отношениях и уже в зрелом возрасте дополняются результатами обучения. Они связаны с рамкой отношений «Я — Мир». А бизнес — один из его контекстов.

Если бы не мудрые и тонкие консультанты (это я о себе 🙂 ), генеральный директор посчитал бы, что модель Адизеса — «очередная фигня», как другие концепции, на которые он надеялся раньше. В методике Адизеса на самом деле есть немало ценного, но извлечь эти ценности для практического применения сможет лишь достаточно ясный, чистый и прагматичный ум.

В большинстве программ бизнес-обучения детально рассказывается о замечательном опыте других и обнадеживающих концепциях от гуру. Это действительно важно и интересно, ведь мы все — часть социума, системы. Почему бы не воспользоваться лучшим опытом? Но вторая сторона всякого обучения, образования — изучение и понимание себя, умение задействовать свои таланты и получить силу из собственных ограничений. Вот этот аспект, на мой взгляд, и будет самым мощным трендом в изменении бизнес-образования.

А пока доминируют некоторые стереотипы по поводу образования и обучения, а именно:

В советское время целью образования было не столько всестороннее развитие личности, сколько воспитание строителя коммунизма. У партии как у совета директоров страны были масштабные цели, требовались строители. А какова цель системы бизнес-образования: создать адекватного строителя капитализма или помочь студенту создать собственную стратегию бизнес-успеха, стратегию эффективного управления?

Есть достаточно примеров тому, что бизнес-успех не связан напрямую с образованием как усвоением внешних знаний. Миллиардер Ричард Брэнсон стал таковым, имея диагноз дислексии (нарушения чтения и понимания написанных текстов): «Я знал, что вступительных экзаменов мне не сдать, так что занялся другими вещами». Среди дислектиков Леонардо да Винчи, Пабло Пикассо, Альберт Эйнштейн, Уолт Дисней, Джон Рокфеллер и многие другие. Миллионер Пол Орфала из того же списка: «Я должен поблагодарить свою мать за то, что она помогла мне развить собственный взгляд на мир» (Пол Орфала: «Копируй это»).

Вне всякого сомнения, образование как усвоение стандартов — полезно. Это как минимум освоение того языка, на котором многие говорят в бизнесе. Знание такого языка позволяет лучше и быстрее понимать друг друга и совместно мыслить. Это базовые знания. А надстройка? Нужно помочь студенту сформировать свой авторский стиль общения с миром, бизнес-пространством. И это — хорошая задача для бизнес-образования.

Exit mobile version