Основной владелец Альфа-групп Михаил Фридман, чье состояние Forbes недавно оценил в $15,1 млрд, поделился с участниками Гайдаровского форума своим видением ближайшего будущего ряда отраслей экономики в свете развития новых технологий.
Свое решение принять участие в форуме в роли одного из спикеров бизнесмен, практически никогда не выступающий на конференциях, объяснил тем, что не смог отказать модератору пленарной дискуссии — Анатолию Чубайсу.
В начале своего выступления М.Фридман показал участникам форума ролик о презентации бутиков одного из крупнейших домов моды с использованием технологии проекции изображения на здания, за которой наблюдали сотни зрителей. Этот ролик был призван продемонстрировать то, как в скором будут выглядеть рекламные носители. «Для всех это еще пока экономически тяжело, но, я думаю, в ближайшие месяцы начнется массовое производство такой рекламной продукции», — полагает М.Фридман.
Он рассказал о маркетинговой технологии розничной сети Tesco, которую хочет взять на вооружение подконтрольный «Альфе» ритейлер X5 Retail Group.
«Мы сейчас изучаем опыт Tesco, которая, видимо, на сегодняшний день является наиболее эффективным и сильным игроком в области современного ритейла. Tesco совершила прорыв в области сегментирования своей клиентской базы, разделив ее на 250 тыс. сегментов по полу, возрасту, предпочтениям, характеру покупок и т.д. Сегодня покупатель Tesco, проезжая на машине мимо магазина, получает sms, в котором перечислены те товары, которые он обычно покупает, и какие на них предлагаются в этом магазине скидки», — сказал М.Фридман.
«Такая форма адресного маркетинга и продвижения услуг — она работает. Мы, местные ритейлеры — компания Х5, к которой я имею некоторое отношение, тоже стараемся между нашими сотовыми операторами и ритейлерами найти общую технологию. Пока база данных, которой мы обладаем, несопоставима с той, которая есть у Tesco — они занимаются этим двадцать лет. Но будем надеяться, что мы тоже это запустим в течение года, скажем так», — заявил владелец «Альфы».
X5 будет использовать и RFID-технологии, которые уже применяет Tesco.
«Самая затратная по времени фаза пребывания покупателя в магазине — расчет на кассе — будет проходить фактически мгновенно, потому что каждый товар будет промаркирован нано-меткой, и при прохождении тележки мимо считывающего устройства автоматически будет определяться цена», — рассказал М.Фридман.
Серьезные технологические изменения ждут и консервативный сектор финансовых услуг, предупреждает владелец «Альфы».
«Мы считаем, что до 2014 г. банки свою функцию платежных агентов фактически потеряют. Все транзакции, которые люди будут делать, они будут делать в онлайне, преимущественно через small-screen (смартфоны и т.д.). Банки как традиционный способ перевода денег свою функцию будут очень сильно терять», — сказал М.Фридман, и напомнил, что Альфа-банк и «Вымпелком» (чьим крупным акционером является «Альфа») в пилотном режиме запустили сервис виртуальных карт (позволяет использовать средства на балансе мобильного телефона для оплаты покупок в Интернете и снятия наличных в банкоматах). В японских супермаркетах уже сейчас значительная часть покупок оплачивается при помощи мобильного телефона, отметил он.
Еще одно перспективное направление — небанковское кредитование при помощи телефонов. «Очень будет быстро происходить развитие кредитования от физлица к физлицу, когда люди будут кредитовать друг друга через свои счета на телефонах», — полагает предприниматель.
Мобильные устройства продолжат вытеснять традиционные компьютеры в качестве платформы для выхода в Интернет — и в 2013 г. их опередят, считает М.Фридман. «Это кардинально изменит многие функции и многие бизнесы. Мы считаем, что это абсолютно неизбежно», — сказал он.
Лицо медиа-бизнеса технологические прорывы изменят до неузнаваемости, считает М.Фридман.
«Все знают события в Северной Африке, они показали, что распространение контента в течение двух дней является необратимым процессом. Через
Иллюстрируя последние достижения в области массовых коммуникаций, М.Фридман рассказал о социальной сети геев, которая позволяет определить, где находятся ближайшие к пользователю представители нетрадиционной сексуальной ориентации.
«К сожалению, здесь нет технологии touchpad. Я думал, что touchpad (в президиуме) будет — и мы тогда могли бы сразу определить <...> Но потом решил, что это будет слишком смелый подход для уважаемых участников конференции», — сказал М.Фридман, напоследок приободрив собравшихся: «Это не какая-то футурология, это сегодняшний день, так что все желающие могут воспользоваться».