Основной владелец Альфа-групп Михаил Фридман, чье состояние Forbes недавно оценил в $15,1 млрд, поделился с участниками Гайдаровского форума своим видением ближайшего будущего ряда отраслей экономики в свете развития новых технологий.
Свое решение принять участие в форуме в роли одного из спикеров бизнесмен, практически никогда не выступающий на конференциях, объяснил тем, что не смог отказать модератору пленарной дискуссии – Анатолию Чубайсу.
В начале своего выступления М.Фридман показал участникам форума ролик о презентации бутиков одного из крупнейших домов моды с использованием технологии проекции изображения на здания, за которой наблюдали сотни зрителей. Этот ролик был призван продемонстрировать то, как в скором будут выглядеть рекламные носители. "Для всех это еще пока экономически тяжело, но, я думаю, в ближайшие месяцы начнется массовое производство такой рекламной продукции", – полагает М.Фридман.
Он рассказал о маркетинговой технологии розничной сети Tesco, которую хочет взять на вооружение подконтрольный "Альфе" ритейлер X5 Retail Group.
"Мы сейчас изучаем опыт Tesco, которая, видимо, на сегодняшний день является наиболее эффективным и сильным игроком в области современного ритейла. Tesco совершила прорыв в области сегментирования своей клиентской базы, разделив ее на 250 тыс. сегментов по полу, возрасту, предпочтениям, характеру покупок и т.д. Сегодня покупатель Tesco, проезжая на машине мимо магазина, получает sms, в котором перечислены те товары, которые он обычно покупает, и какие на них предлагаются в этом магазине скидки", – сказал М.Фридман.
"Такая форма адресного маркетинга и продвижения услуг – она работает. Мы, местные ритейлеры – компания Х5, к которой я имею некоторое отношение, тоже стараемся между нашими сотовыми операторами и ритейлерами найти общую технологию. Пока база данных, которой мы обладаем, несопоставима с той, которая есть у Tesco – они занимаются этим двадцать лет. Но будем надеяться, что мы тоже это запустим в течение года, скажем так", – заявил владелец "Альфы".
X5 будет использовать и RFID-технологии, которые уже применяет Tesco.
"Самая затратная по времени фаза пребывания покупателя в магазине – расчет на кассе – будет проходить фактически мгновенно, потому что каждый товар будет промаркирован нано-меткой, и при прохождении тележки мимо считывающего устройства автоматически будет определяться цена", – рассказал М.Фридман.
Серьезные технологические изменения ждут и консервативный сектор финансовых услуг, предупреждает владелец "Альфы".
"Мы считаем, что до 2014 г. банки свою функцию платежных агентов фактически потеряют. Все транзакции, которые люди будут делать, они будут делать в онлайне, преимущественно через small-screen (смартфоны и т.д. – ИФ). Банки как традиционный способ перевода денег свою функцию будут очень сильно терять", – сказал М.Фридман, и напомнил, что Альфа-банк и "Вымпелком" (чьим крупным акционером является "Альфа") в пилотном режиме запустили сервис виртуальных карт (позволяет использовать средства на балансе мобильного телефона для оплаты покупок в Интернете и снятия наличных в банкоматах). В японских супермаркетах уже сейчас значительная часть покупок оплачивается при помощи мобильного телефона, отметил он.
Еще одно перспективное направление – небанковское кредитование при помощи телефонов. "Очень будет быстро происходить развитие кредитования от физлица к физлицу, когда люди будут кредитовать друг друга через свои счета на телефонах", – полагает предприниматель.
Мобильные устройства продолжат вытеснять традиционные компьютеры в качестве платформы для выхода в Интернет – и в 2013 г. их опередят, считает М.Фридман. "Это кардинально изменит многие функции и многие бизнесы. Мы считаем, что это абсолютно неизбежно", – сказал он.
Лицо медиа-бизнеса технологические прорывы изменят до неузнаваемости, считает М.Фридман.
"Все знают события в Северной Африке, они показали, что распространение контента в течение двух дней является необратимым процессом. Через 2-3 дня власти начали отключать Twitter, Facebook и все прочее – но фактически этот процесс невозможно было остановить. Функции медиа будут менять свое лицо, из традиционных носителей они будут трансформироваться в область социальных сетей. К 2013 году доля видео-, аудио- и фотоконтента будет не меньше 25%, традиционные медиа совершенно преобразятся и будут выглядеть совершенно по-другому. Лицо современной газеты скоро изменится кардинально", – прогнозирует бизнесмен. Особую роль он отводит Facebook, который в следующем году увеличит количество пользователей до 1 млрд человек и "с точки зрения канала коммуникации между людьми станет самым эффективным и самым массовым каналом, который используется человечеством".
Иллюстрируя последние достижения в области массовых коммуникаций, М.Фридман рассказал о социальной сети геев, которая позволяет определить, где находятся ближайшие к пользователю представители нетрадиционной сексуальной ориентации.
"К сожалению, здесь нет технологии touchpad. Я думал, что touchpad (в президиуме – ИФ) будет – и мы тогда могли бы сразу определить <…> Но потом решил, что это будет слишком смелый подход для уважаемых участников конференции", – сказал М.Фридман, напоследок приободрив собравшихся: "Это не какая-то футурология, это сегодняшний день, так что все желающие могут воспользоваться".
"Отдельно спасибо, что не стали демонстрировать приложение, выискивающее геев, в нашем зале", – поблагодарил докладчика модератор.
Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».