Рыбалка по договоренности

Норвежские поставщики рыбопродуктов демонстрируют пример успешного саморегулирования рынка.


Пока возле благословенных берегов Норвегии рыбы было много, ее ловили все, кто хотел и мог. Но когда запасы резко сократились, государство было вынуждено вмешаться – были введены ограничения на вылов и установлены квоты. В аналогичной ситуации так поступают правительства всех стран. Участники рынка на подобные меры тоже везде реагируют одинаково: пытаются урвать тем или иным способом – законным и не совсем – побольше от уменьшившегося общего пирога. Но если во многих странах такая борьба становится единственным способом сохранения и наращивания бизнеса, то в Норвегии рыбаки, переработчики и продавцы пошли дальше. Они создали профессиональные объединения, договорились о правилах работы в новых условиях, и самое главное – стали соблюдать эти правила! Разумеется, речь не идет о картельном сговоре – за этим в Европе строго следят. Просто при наличии общепринятых правил работа на рынке получила всеми желаемую относительную предсказуемость. И что также очень важно, объединив усилия, норвежцы значительно укрепили свои позиции при конкуренции на международных рынках, где сейчас занимают лидирующие места во многих продуктовых сегментах. В частности, им принадлежит 50% мирового рынка лосося.


В I квартале 2007 г. экспорт морепродуктов из Норвегии увеличился на 20% (в стоимостном выражении) по сравнению с аналогичным периодом 2006 г.


Госорганы задают правила и контролируют качество
Норвежцы шутят, что у них в стране четыре человека говорят о рыбе и только один непосредственно с ней работает.


Основные участники рынка морепродуктов в Норвегии – рыбаки, компании, занимающиеся разведением рыбы и моллюсков, переработчики и продавцы.


Главным органом государственного управления отраслью является министерство рыболовства и прибрежного хозяйства. Ему подчинены директораты рыболовства и береговой службы, институт морских исследований и фонд социальной защиты моряков. Контролем безопасности морепродуктов занимается Норвежская администрация по контролю безопасности продуктов питания, в штате которой состоят 1300 человек. С этой администрацией взаимодействует Национальный институт питания и исследования морепродуктов, выполняющий контрольные функции непосредственно на предприятиях своей отрасли. В штате института 142 сотрудника.


Органами негосударственного регулирования отрасли являются Норвежский комитет по вопросам экспорта рыбы (НКВЭР) и профессиональные организации, в которые объединены компании, работающие с отдельными категориями рыбы и морепродуктов (всего их сейчас пять).


Функции между этими организациями распределены следующим образом. Министерство, как водится, вырабатывает правила работы, а функции управления принадлежат директоратам. В частности, директорат рыболовства ведает рыболовецким флотом (но не владеет им, поскольку все суда – частные). В штате директората 420 сотрудников, его годовой бюджет составляет $50 млн.


Норвежский рыболовецкий флот в настоящее время насчитывает 7313 судов и около 14 тыс. моряков (в 1940-е гг. их было 138 тыс.). Суденышек длиной до 10 м с экипажем один-два человека подавляющее большинство – 4300 штук, они обеспечивают всего 3,6% общего улова. 242 – в длину достигают более 28 м, и на них приходится 63% улова.

В ведении директората также находятся 424 перерабатывающих завода. Помимо прочего, он выдает лицензии на разведение рыбы. Претендент должен предоставить гарантии того, что его деятельность не окажет неблагоприятного воздействия на окружающую среду, а размещение производственных мощностей не будет противоречить интересам местного населения. В настоящее время выдано 3280 лицензий. В данной отрасли работают 4 тыс. человек. Такое небольшое количество персонала объясняется тем, что все процессы на рыбных фермах полностью автоматизированы.


Ассоциации повышают эффективность работы компаний
НКВЭР создан по решению парламента Норвегии в 1991 г., однако финансируется исключительно за счет специального налога, который платят все экспортеры. Работа комитета регламентируется законом об экспорте рыбы. Руководит им правление, назначаемое на два года министерство рыболовства по согласованию с организациями рыбной отрасли. Бюджет комитета в 2006 г. составил $17,5 млн. НКВЭР является консультативным органом при своем министерстве. Его основные функции:



  • выдача лицензий на экспорт морепродуктов. Принцип выдачи лицензий заявительный, по сути, это регистрация, важная для партнеров, работающих с данным экспортером. В настоящее время выдано 520 лицензий;

  • распространение информации среди предприятий отрасли;

  • осуществление связи между учреждениями образования и науки, а также предприятиями.

Главная задача комитета – маркетинг норвежских морепродуктов в целом на международных рынках. В частности, он разработал программу их маркировки. Поставщикам готовой продукции предлагается наносить на упаковку (делается это бесплатно) знак, указывающий на страну-производителя данного продукта. Чтобы эту информацию ценили потребители, проводятся специальные PR-программы, цель которых – связать воедино в умах потребителей такие понятия, как «Норвегия» и «высокое качество морепродуктов».


В Украине практически не было случаев применения подобного знака. И немудрено, ведь в 2004-2006 гг. средства на маркетинговую активность в нашей стране не выделялись. Правда, на 2007 г. заложено уже около $500 тыс., и в дальнейшем этот бюджет планируется как минимум не сокращать.


Если НКВЭР имеет двойственную природу – государственно-частную, то профессиональные объединения – организации, созданные добровольно самими участниками рынка. Одной из них является Norges Sildesalgslag – организация рыбаков, занятых добычей пелагических видов рыбы (сельди, скумбрии и т. п.). Фактически это кооператив.


Организация создана в 1988 г. Ныне она – крупнейший поставщик пелагической рыбы в Европе (в год продается 1,2-2,3 млн. т). Norges Sildesalgslag контролирует процессы вылова и доставки рыбы в Норвегию собственными судами или принадлежащими другим странам, а также доставку улова норвежскими судами за границу. Эта организация наделена правом прямой реализации всей рыбы пелагических видов на территории Норвегии. Продажи идут через аукционы, подавляющее большинство которых проходит в электронной форме. Капитан траулера сообщает о своем улове. Рыбу выставляют на торги, после чего ее выгружают туда, куда укажет покупатель. Но продажа небольших партий ценной рыбы может осуществляться и на очном аукционе (он проходит в единственном месте в стране), чтобы покупатели смогли воочию оценить качество товара.


Norges Sildesalgslag была создана крупнейшими игроками рынка и ими контролируется. Все остальные вынуждены были принять ее правила. Организация также выдает лицензии на лов, которые, по сути, являются простой регистрацией участника рынка. В управляющий комитет организации входят 60 человек, представляющих все категории участников рынка. Они избираются на три года. Для оперативного управления создается совет из 12 человек.


Из-за сокращения вылова сельди цены на нее в Норвегии несколько лет назад сильно выросли, поэтому импортеры из многих стран сразу переключились на поставки из Исландии. Для предупреждения подобных ценовых скачков Norges Sildesalgslag провела работу по консолидации рынка закупщиков, установлению прочной взаимозависимости производителей и закупщиков (через взаимные инвестиции).


Аналогичную работу по рынку своего товара выполняет, например, ассоциация компаний, занимающихся выращиванием лосося. Она, в частности, внимательно следит за соответствием спроса и предложения, чтобы не было перепроизводства и связанного с ним падения цен. В дополнение к этим функциям ассоциация производителей корма для рыбы организует проведение исследований, касающихся разработки более эффективных кормов.

Залишити відповідь