«Добывать нефть в России стало непросто», — заметил Вагит Алекперов, без энтузиазма отзываясь о перспективах ЛУКойла в России. Добыча ЛУКойла в этом году может упасть, компания основанная Алекперовым два десятилетия назад и превратившаяся в крупнейшую в России негосударственную нефтяную компанию с выручкой в размере 105 миллиардов долларов, с намного большим оптимизмом смотрит на Ирак и Западную Африку.
Многие нефтяники и эксперты считают, что российскую нефтянную отрасль, восстановившую уровень добычи нефти после распада СССР до 10 миллионов баррелей в сутки к 2011 году, ждет тупик. Россия в основном полагается на месторождения, разведывавшиеся и разрабатывавшиеся еще в советские времена, 90% российской нефти добывается на некогда богатых месторождениях Западной Сибири и Урала. В прошлом году добыча в этих регионах сократилась примерно на 1,1%.
В последние годы Россия отпугнула многих инвесторов, принудив Royal Dutch Shell уступить Газпрому контроль над проектом «Сахалин-2» и продав Роснефти большую часть ЮКОСа. Однако сейчас, после долгого перерыва, соглашения буквально посыпались. BP договорилась обменяться с Роснефтью акциями на сумму в 7,5 миллиарда долларов и совместно заняться разведкой нефти на юге Арктики. И хотя это соглашение оспаривается в судах, аналитики полагают, что Роснефть и BP приложат все усилия, чтобы воплотить его в жизнь. Вице-премьер Игорь Сечин, возглавляющий совет директоров Роснефти, твердо поддерживает эту сделку.
ExxonMobil сообщила на экономическом форуме в швейцарском Давосе, что она заключила с Роснефтью соглашение о разведке на дне Черного моря. Совместное предприятие будет в первую очередь осваивать Туапсинский прогиб, который может содержать до 7,3 миллиарда баррелей нефти.
Французская Total решила заплатить 4 миллиарда долларов за 12 % акций российской газовой компании «Новатэк» и планирует строить на полуострове Ямал завод по сжижению газа.
Владимир Путин, 9 февраля призвал Правительство ускорить работу над налоговыми льготами. Эксперты считают, что в первую очередь Правительству следовало бы предложить налоговые льготы компаниям, разведывающим и добывающим больше нефти. Налоговая система, отдающая государству 87 процентов дополнительной выручки от продажи нефти по цене выше 25 долларов за баррель, тормозит развитие новых проектов и превращает многие из действующих месторождений в убыточные. Несмотря на поддержку реформ Путиным, аналитики ожидают борьбы между чиновниками энергетического сектора, которые стремятся к развитию отрасли, и стремящимся максимизировать налоговые поступления Министерством финансов.
Вывод: Россия сможет серьезно увеличить добычу нефти, если она откажется от ограничительных налогов и пригласит ведущие иностранные компании разделить риски и поделиться опытом.