Ликвидность – один из важных параметров антиквариата, влияющий на принятие решения о его покупке.
Вещь, купленная «из дома», отложенная дилером «для себя», клиенту кажется более ценной, настоящей
Все наслышаны о том, что деньги, вложенные в произведения современных художников и мастеров прошлого, способны принести ощутимые дивиденды. Но перед любым потенциальным или уже состоявшимся инвестором рано или поздно возникает вопрос: «Каким образом по истечении времени Х можно будет получить эти самые дивиденды?». Легально вывезти антиквариат в Европу или Америку и там его продать запрещают законы Украины. А местный рынок еще недостаточно сформирован.
«Для многих ликвидность – один из главных вопросов при покупке, – говорит Наталия Лысенко, владелица киевской галереи «Боско». – Обычно возможностью последующей продажи приобретаемого антикварного предмета открыто интересуются представители среднего класса. В cреде более состоятельных клиентов спрашивать об этом не принято. Но это вовсе не означает, что, например, ликвидность каминного сета, купленного за несколько сотен тысяч гривен, их совершенно не заботит».
Продай картину другу
У антиквариата есть только одно постоянное свойство – дешевле он становиться не может.
Антикварный бизнес в Украине во многом строится на личных отношениях. Степень доверия между покупателем и продавцом определяет не только возможность сделки, но и ее стоимость. Поэтому люди склонны покупать произведения искусства у тех, кого они хорошо знают.
«Нередки случаи, когда состоятельный человек, купив антикварный предмет в галерее, продает его своему знакомому или родственнику по более высокой цене, – рассказывает Наталия Лысенко. – В нашей стране знакомым доверяют больше, чем галерее. Ход мыслей такого покупателя выглядит следующим образом: «Если картина висит у него дома, значит, вещь стоящая, не подделка. Попробую уговорить его продать». Кстати, используя такой механизм, многие дилеры осуществляют сделки у себя дома. Вещь, купленная «из дома», отложенная дилером «для себя», клиенту кажется более ценной и настоящей».
Положи туда, откуда взял
Еще один способ реализации антиквариата – выставить его на комиссионную продажу в одной из галерей. Сегодня в Киеве работают около 20 подобных заведений. Шесть из них можно отнести к категории крупных и серьезных. Они предлагают достойные вещи, качественный сервис и удобно расположены.
«Можно принести свой предмет в ту же галерею, где он был приобретен, и снова выставить на продажу, – рассказывает Наталия Лысенко. – У нас был случай, когда один из наших клиентов приобрел в галерее каминные часы. Через несколько лет он решил их продать и принес к нам, и мы реализовали их по более высокой цене. В результате заработала и галерея, и наш клиент.
Но что касается сроков продажи, то их невозможно прогнозировать. Предмет может быть куплен сразу, в течение месяца или через полтора-два года. Спрос на разные категории антиквариата растет неравномерно. У антиквариата есть только одно постоянное свойство – дешевле он становиться не может».
Площадка для модного искусства
Громкие торги на таких крупных международных аукционах, как Sotbie’s и Christie’s, приводят к росту популярности и местных площадок. Закрытых аукционов в Киеве пока нет, поэтому стать продавцом или покупателем на них довольно легко. Впрочем, сказать однозначно, что продажа любого предмета на аукционе выгоднее, чем в галерее, нельзя. Все зависит от условий соглашения с аукционным домом (его доля может составлять 5-15%) и прохождения торгов.
«Провести аукцион чаще, чем два раза в год, в Украине сегодня никто не в состоянии, – говорит Наталия Лысенко. – В Киеве имеется всего три серьезные организации, занимающиеся их проведением. Итого в течение года здесь проходит 6-7 аукционных продаж. Для такой столицы, как наша, это очень мало. Почему так происходит? Во-первых, не набирается столько предметов, во-вторых, не развита культура потребления. Обычно легко уходят работы, моду на которые раскручивают дилеры. Спрос на остальное предсказать довольно трудно».