Рост в широком диапазоне

Фармрынок Украины имеет хорошие перспективы роста. Вырастет он в ближайшие годы на 50 или 500% – зависит от чиновников.

Кризисные факторы, приведшие в 2009 г. к падению фармацевтического рынка на 15% (в долларовом выражении), в 2010-м преодолены. Сейчас рынок превысил докризисные показатели 2008 г. Несмотря на то что по объемам потребления украинский фармрынок занимает второе место среди стран СНГ после РФ ($13,3 млрд. за 4,4 млрд. упаковок), объемы рынка лекарств и темпы его прироста не соответствуют потенциалу. По расчетам экспертов, объемы потребления лекарственных средств в Украине в перспективе могут быть выше в три-шесть раз – от $7,5 до 15,5 млрд. «Эти показатели станут действительностью, когда будет увеличено бюджетное финансирование здравоохранения до уровня развитых стран, введена реимбурсация (система возмещения стоимости лечения для населения. – Прим. ред.) и страховая медицина, увеличены доходы граждан. После этого отложенный спрос на лекарства и медуслуги трансформируется в реальный», – уверен Денис Шевченко, исполнительный директор ассоциации Фармукраина. По мнению специалистов, без глобального реформирования системы здравоохранения в ближайшие три года рынок подрастет до $3,5 млрд. и 1,4 млрд. упаковок. Этому прогнозу могут помешать две основные угрозы: курсовые колебания гривни и усиление регулирования рынка.

Недостаточная развитость отечественного рынка связана с низким уровнем среднедушевого потребления препаратов по сравнению с более развитыми странами. Сегодня Украина – одна из немногих в Европе, где не введена реимбурсация. Из-за этого до 80% стоимости лекарств финансируется из кармана пациента. Для сравнения: в развитых странах государственные и частные страховые фонды оплачивают от 60 до 80%.

На данный момент наша страна занимает четвертое место по уровню расходов на лекарственные средства на душу населения ($54) среди стран СНГ после России, Беларуси и Казахстана. Без внедрения проектов реформирования за три года этот показатель может возрасти до $80. К примеру, в странах Восточной Европы уровень расходов на лекарства на душу населения таков: в Чехии – $331, Словакии – $254, Польше – $154 (конечно, нужно учитывать разницу в уровне жизни в этих странах и Украине). Минимальная роль государства в финансировании потребления лекарств в нашей стране, а также общий низкий уровень финансирования системы здравоохранения (3% ВВП вместо минимально требуемых 6% и до 14% – в экономически развитых странах) ставят фармрынок в прямую зависимость от динамики доходов потребителей.
По причине недостаточных ресурсов финансирования уровень развития фармацевтического рынка остается низким, а отрасль, несмотря на огромный потенциал, – мало привлекательной для глобальных инвесторов.

Между тем эксперты уверены, что все сегменты украинского фармрынка в ближайшем будущем начнут демонстрировать рост. Динамика будет различной, но основным фактором для производства, оптовой, а также розничной дистрибуции лекарств станут процессы глобализации.

>>> Производители. В мире за последние 20 лет ТОП-10 в производстве лекарственных средств увеличили свою долю с 25 до 54%. Пока в Украине в разных условиях действуют около 150 предприятий. Первая десятка производителей уже несколько лет не выходит за рамки 30-32% общего объема. «Среди прочего наш рынок оказывается под влиянием искусственных препятствий, связанных с ручным регулированием отрасли. Речь идет о двойных стандартах лицензирования, предоставляющих возможность контролирующим органам в любой момент остановить какое угодно из 136 предприятий, деятельность которого не соответствует пролоббированным условиям», – говорит Виктор Чумак, первый заместитель генерального директора Государственного экспертного центра МЗ Украины.

К основным тенденциям в производственном секторе фармации в ближайшей перспективе относятся:

• локализация зарубежных высокотехнологичных производств на мощностях украинских фармпроизводителей;
• импортозамещение некоторых генериков и биопрепаратов;
• развитие производства модифицированных лекарственных средств (создание препаратов второго, третьего или четвертого поколения на основе уже известных молекул).

>>> Оптовые дистрибьюторы. В отличие от производственного сектора и сегмента ритейла сектор оптовой дистрибуции достаточно консолидирован. Так, на четверку лидеров – БаДМ, Оптима-Фарм, Альба Украина и Фра-М – приходится около 82% рынка лекарственных средств. Ведущая десятка игроков контролирует 92% оптового потока. И несмотря на высокий уровень консолидации, эксперты ожидают, что процессы укрупнения в сегменте оптовой дистрибуции будут продолжаться. Основания? Мировой опыт. Например, в Чехии четыре дистрибьюторские компании держат 96% рынка, а в США ведущая тройка контролирует 90-95%.

Эксерты утверждают, что, через три-четыре года в оптовом сегменте останутся три-четыре ассортиментных дистрибьютора. Существенно уменьшится количество нишевых дистрибьюторов. Это произойдет в результате того, что розница сделает выбор в сторону лидеров, которые вытеснят более мелких игроков за счет естественных преимуществ крупных компаний – широкого ассортимента, сервиса, скидок и скорости поставок.

>>> Ритейл. На данный момент аптечный сегмент отечественного фармрынка сильно разобщен. А доли даже самых крупных игроков не превышают 3%. Первая десятка игроков контролирует не более 15% общего объема аптечного рынка лекарственных средств. В скором времени эксперты ожидают укрепления региональных, а также появления национальных операторов аптечных сетей. По словам Владимира Игнатова, исполнительного директора ассоциации AIPM Ukraine, в ближайшие пять лет аптечные сети могут занять половину рынка (сейчас около 12%). Ведущая пятерка вырастет с 8 до 30%.

По мнению Елены Деревянко, маркетинг-директора ФМГ Бизнес-Кредит, в перспективе более половины аптечного сегмента будет принадлежать сетевым структурам. В свою очередь сетевые ритейлеры разделятся на национальных и региональных операторов, игроков местного значения. Крупные сети позволят осуществить национальные проекты (например, внедрение страховой медицины), поскольку они смогут на всей территории обеспечить гарантированный уровень обеспечения медикаментами застрахованных больных. Однако эксперт напоминает, что национальные и региональные сети ограничены в своем распространении из-за специфики формата: им не удастся без снижения уровня сервиса работать с положительной рентабельностью в небольших населенных пунктах. Поэтому значительная часть аптечных точек в стране останется в статусе «одиночек».

Фармацевтический рынок Украины имеет большой потенциал роста во всех сегментах. Степень его реализации сильно зависит от участия государства, которое может, во-первых, снять во многом искусственные барьеры госрегулирования, мешающие развитию рынка, а во-вторых, дать мощный толчок развитию отрасли путем внедрения страховой медицины и реимбурсации.

Залишити відповідь