Суета вокруг какао

Реагируя на дефицит какао-бобов на мировом рынке, украинские кондитеры готовы занять выжидательную позицию, а в будущем – увеличивать стоимость продукции.


В этом сезоне эксперты ICCO (International Cocoa Organization) прогнозируют, что мировой дефицит какао-бобов будет выше ожидавшегося ранее. Вместо предполагаемых 103 тыс. т он составит около 145 тыс. т. Особенно угрожающим такой прогноз выглядит на фоне повсеместного роста потребления шоколадных изделий.

При этом крупные украинские операторы кондитерского рынка проявляют видимое спокойствие как в отношении прогнозов, так и к самого факта дефицита. Урожай какао-бобов никогда не отличался стабильностью. 70% этого продукта собирают на территории политически нестабильной Западной Африки, из них около половины – в государстве Кот-д’Ивуар, где с удивительной регулярностью вспыхивают гражданские войны. В результате и поставки какао-бобов из региона за последние пять лет снизились на 15%, и цены ежегодно растут на 3-5%.


По разные стороны дефицита
Наиболее уязвимой для кондитерских компаний является шоколадная плитка, которая в последнее время все больше интересует крупных игроков. «Поскольку сырье достигает 70-75% себестоимости этого продукта, то удерживать цены на прежнем уровне компаниям будет очень сложно, – рассказывает Андрей Рыбалко, директор по логистике компании «АВК». – В нынешнем году к фундаментальным причинам повышения цен на какао-бобы добавилась еще одна: урожай меньше и в целом хуже по качеству».


Что касается поставщиков какао, работающих на украинском рынке, то пока обеспокоенность по поводу дефицита этого сезона они не выражают. «В связи с перепроизводством какао в предыдущие годы уровень мировых запасов этого продукта остается довольно высоким. Это поможет удовлетворить спрос на какао-продукты в новом сезоне», – рассказывает Гарольд Поелма, руководитель бизнес-направления компании «Каргилл».


Дефицит, о котором предупреждают исследователи, в первую очередь отразится на мелких украинских производителях шоколадных изделий. Эксперты отмечают, что наиболее очевидным способом минимизации сырьевых рисков для компаний-производителей является поиск альтернативных источников закупки сырья, а также закупка части объема сырья по годовым контрактам. Подобные схемы проще реализовать крупным производителям. Но уже в нынешнем году поставщики стремятся заключать новые контракты на короткий срок. Характерно это как для Украины, так и для всей Европы. Андрей Рыбалко отмечает, что с учетом высоких цен на бирже производители опасаются фиксировать цены в контрактах на продолжительный период.


Корпоративный запас прочности
Чувствительность производителей к колебаниям цен на какао зависит от нескольких факторов. Среди них: причастность (или непричастность) производителя к международной корпорации, выбранная стратегия развития, а также лояльность потребителей, которая определяет их готовность платить больше за тот или иной вид продукции.

Компании, в которых закупки какао-бобов проходят централизованно в рамках международной корпорации, меньше ощутят на себе грядущий дефицит, ведь они заключают глобальные и контракты с поставщиками по более низким ценам, а получают сырье более высокого качества. Так, к примеру, в «Нестле Украина» отмечают, что скорее всего нынешнее 7%-е снижение урожая какао-бобов их вообще не коснется. Того же мнения придерживаются и в «Крафт Фудз Украина». «В данный момент дефицит какао, о котором предупреждают эксперты ICCO, не повлияет на цену конечной продукции в Украине, – убежден Ярослав Коваль, директор отдела маркетинга ЗАО «Крафт Фудз Украина».


Что касается стратегии – выбирать между снижением прибыльности и лояльностью, то производителям это пришлось делать в 2003 г., когда политическая нестабильность в регионе, где растут какао-бобы, привела к очередному дефициту на мировом рынке. В тот раз компании (в том числе и украинские), для которых была важна доля на рынке и лояльность покупателей, выбрали выжидательную позицию. И действительно, через полтора года ситуация на рынке стабилизировалась.


Но для подобной выжидательной стратегии нужно иметь запас прочности. Поэтому эксперты не исключают тот факт, что небольшим производителям придется переориентироваться на более дешевую продукцию с меньшим содержанием какао.  

Залишити відповідь