Мы свидетели конца тысячелетней музыкальной традиции. Очень немногие это осознают.
Фестиваль «КраЇна мрiй» в этом году состоится, как обычно, на «Співочому полі». Уже в четвертый раз. Несколько лет назад его придумал Олег Скрипка, лидер известной украинской рок-группы «Вопли Видоплясова». В преддверии фестиваля «&» спросил его, почему стоит посетить это мероприятие.
Кому надо, тот сам придет
Я не собираюсь делать фестивалю рекламу и зазывать на него людей. Во-первых, те, кому это нужно, приходят к нам сами. А во-вторых, возможности «Співочого поля» ограничены. В стране созрела конъюнктура (в хорошем понимании этого слова) на народную музыку. По большому счету, каждый человек может спеть 2-3 хорошие народные песни. И каждый потенциально готов еще и выучить 2-3. Но как-то все недосуг, нет времени, нет компании. А «Країна мрій» создает такие условия.
Я немало повидал этнических фестивалей и могу разделить их на две большие группы. К первой относятся мероприятия, на которые люди приходят потусоваться. Это выродившиеся хиппи-фестивали. Разумеется, в таком формате теряется качество. Либо другой фестиваль, посвященный фольклору. Очень хорошо сделанный, академический. Участвуют качественные профессиональные коллективы, но там абсолютно нет общения. Буржуазная «шароварщина» – люди чопорно прослушали и разъехались.
Я хочу добиться компромисса между первым и вторым форматом. Чтобы, с одной стороны, был хороший уровень выступлений, а с другой – чтобы люди могли петь, танцевать и чувствовать себя расслабленно.
О посещающих фестиваль инкогнито
Кстати, к нам на фестиваль приходят довольно много бизнесменов. Потому что когда человек достигает достатка, он понимает, что внутренний комфорт – это очень важно. Проблема с проведением досуга существует у всех. Есть состоятельные известные люди, которые хотят побыть инкогнито в демократической среде. Потом я удивлялся, когда знакомился с некоторыми бизнесменами и банкирами – они же были у нас, приходили семьями, с детьми, в вышиванках…
Естественно, мы рискуем скатиться до уровня праздника а-ля «Майдан – День Незалежності». Этот риск неизбежен, когда фестиваль становится популярным. Но и в первый, и во второй год мы были приятно удивлены тем, что на «Співочому полі» после концертов практически не оставалось мусора. Когда нет эмоциональной загаженности, люди не хотят сорить на траву. Конечно, в последнее время подтянулся такой, знаете, «зритель с пивком». Теперь нужно немного времени, чтобы эта случайная публика перестала к нам ходить. Если создать интеллигентную обстановку, тогда и люди будут вести себя интеллигентно. Либо уйдут в другое место.
Фольклорную музыку сегодня исполняют профессионалы и любительские сельские коллективы, которые можно назвать аутентичными, потому что в некоторых селах музыка передается из поколения в поколение. К сожалению, сегодня мы видим последних ее носителей. Тех, кто может приехать к нам на фестиваль и исполнить свою музыку, становится все меньше. Лет через двадцать их совсем не останется. Мы свидетели конца тысячелетней музыкальной традиции. Очень немногие это осознают.
Вкусы решают все
Что касается спонсоров, то обычно предполагается, что маркетологи должны просчитать выгоду от участия, провести какие-то исследования… Но мой опыт показал, что все выглядит гораздо проще. Если кому-то из руководителей, от которого зависит решение, нравится это мероприятие, компания принимает участие. Без личного интереса ничего не бывает, какими бы цифрами ты не оперировал. Например, нынешние спонсоры – Coca-Cola и «Райффайзенбанк Аваль» – они просто фанаты фестиваля, которые каждый год сюда приходили.